Молитва есть возвышение ума и сердца к Богу. Однако, пока мы живем
в теле, на земле, наша молитва естественно выражается в различных внешних
формах, куда относятся: коленопреклонения, крестное знамение, воздеяние
рук, употребление богослужебных предметов и все наружные действия общественного
богослужения.
Церковь молится о всех усопших в вере, испрашивая им прощения
грехов. Ибо нет человека без греха "если и один день жизни его на
земле." "Если говорим, что не имеем греха, то обманываем самих
себя, и истины нет в нас" (1 Иоан. 1:8). Поэтому как бы ни был праведен
человек, отходящий из этого мира, Церковь сопровождает его отшествие молитвой
о нем ко Господу. "Братия! Молитесь о нас," - просит апостол
своих духовных чад (1 Сол. 5:25). Одновременно с этим, если голос Церкви
свидетельствует о праведности усопшего, христиане поучаются добрым примером
его жизни и ставят его в образец себе для подражания.
Молитва является проявлением жизни Церкви и духовной связи ее
членов с Богом во Святой Троице и всех между собой. Она настолько неразлучна
с верой, что может быть названа воздухом Церкви или дыханием Церкви. Молитва
- нити живой ткани церковного тела, идущие во всех направлениях. Молитвенная
связь пронизывает все тело Церкви, вводя каждую его частицу в общую жизнь
тела, оживляя ее и помогая ей питанием, очищением и другими видами взаимодействия
(Ефес. 4:16). Она соединяет каждого члена Церкви с Небесным Отцом, членов
земной Церкви между собой и с ее небесными членами. Она не прекращается,
а еще более усиливается и возвышается в небесном Царствии.
Сказанное приводит к несомненному выводу, что апостолами, по уполномочию Христову, установлены были три иерархические степени и что для возведения в них употреблялось рукоположение, которое сообщало благодать для их служения. Само собой понятно, что и преемники апостолов - епископы должны были в точности исполнять апостольские установления рукоположения, в том же апостольском значении и смысле. Так это и было в Церкви в последующие времена.
Из книги Деяний видно как Апостолы делали все по наставлению Христову и внушению Духа Святого, и когда им стало нужно поставить в Церкви диаконов для помощи себе, они предложили избрать из среды учеников семь исполненных Св. Духа и мудрости мужей, а когда те были поставлены перед ними, тогда они, помолившись, возложили на них руки (Деян. 6:2-6). Здесь с полной ясностью разграничиваются между собой два различных акта: избрание известных лиц для диаконского служения и их молитвенное рукоположение. Избрание - как дело простое человеческое, рукоположение же - как особое для этой цели священнодействие и действие божественной благодати.