У Бога все живы. Церковную жизнь проникает живое сознание и чувство,
что наши усопшие продолжают жить по смерти, только в иной форме, чем на
земле, и не лишаются духовной близости к оставшимся на земле. Поэтому
не прекращается и молитвенная связь с ними Церкви странствующей. "Ни
смерть, ни жизнь... не смогут отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе,
Господе нашем" (Рим. 8:38). Отошедшие нуждаются только в одной помощи
со стороны своих братьев - в молитве о прощении им грехов. "И вот
какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его,
Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы
мы не просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него. Если кто видит
брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог
даст ему жизнь, то есть согрешающего грехом не к смерти. Есть грех к смерти:
не о том говорю, чтобы он молился" (1 Иоан. 5:14-16). В соответствии
с этим наставлением апостола и Церковь молится о всех своих чадах, которые
умерли с искренним покаянием. Молясь о них, как о живых, Церковь следует
словам апостола: "А живем ли - для Господа живем, умираем ли - для
Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем, - всегда Господни. Ибо
Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над
мертвыми, и над живыми" (Рим. 14:8-9). Умершие же в нераскаянных
грехах, вне общения с Церковью не удостаиваются и молитв, как это следует
из приведенных выше слов апостола Иоанна: "не о том говорю, чтобы
молился," ибо такие молитвы были бы бесцельны.
Еще в ветхозаветной Церкви существовал обычай молиться за умерших, о
чем свидетельствует священная история. Так, во дни благочестивого вождя
иудеев Иуды Маккавея, когда при обозрении павших на поле сражения найдена
была в их одеждах добыча от даров идольских, все иудеи "прославили
праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве,
прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех." А сам Иуда Маккавей
послал в Иерусалим "принести за грех мертвых жертву и поступил весьма
хорошо и благочестно, помышляя о воскресении" (2 Макк. 12:39-46).
Что отпущение грехов грешникам, согрешающим не к смерти, может быть дано,
как в здешней жизни, так и после смерти, это естественно заключить из
слов Самого Господа: "Если кто скажет слово на Сына Человеческого,
простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни
в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12:32). Равным образом, из слова Божия
знаем, что Господь Иисус "имеет ключи ада и смерти" (Откр. 1:18),
следовательно, силен отверзать затворы адовы по молитвам Церкви и в силу
умилостивительной бескровной жертвы, приносимой за усопших.
В христианской Церкви все древние литургии, как восточные, так и западные,
свидетельствуют о молитвенной памяти Церкви об усопших. Таковы литургии
известные под именами: апостола Иакова, брата Господня, св. Василия Великого,
св. Иоанна Златоуста, св. Григория Двоеслова; также римская, испанская,
гальская; наконец, отколовшихся от Православия сект: яковитов, коптов,
армян, эфиопов, сирийцев, и др. При всей их многочисленности, нет ни одной,
где не находились бы молитвы об усопших. О том же говорят свидетельства
отцов и учителей Церкви.
Например, Ефрем Сирин так рассуждает о благодетельности молитвенного
общения во имя Господа Иисуса живущих с усопшими: "для умерших благодетельны
поминовения, совершаемые святыми во время их жизни. Пример этому представляют
некоторые творения Божии, как напр. виноградник - его зреющие грозди в
поле и вино в сосудах: когда созреют ягоды на лозе, тогда вино, стоящее
в доме неподвижно, начинает пениться и волноваться, как бы желая убежать.
То же бывает, кажется, с растением - луком: ибо как скоро начнет созревать
лук, посаженный в поле, в то же время дает отпрыски и лук, находящийся
в доме. Итак, если и растения имеют между собой такое ощущение: то не
более ли для умерших ощутительны молитвенные приношения? Когда же благоразумно
согласишься на то, что это происходит сообразно с природой тварей, то
представляй себе, что ты начаток тварей Божиих."
Молясь об усопших, Церковь предстательствует о них, так же как и за живых,
не собственным именем, а именем Господа Иисуса Христа (Иоан.14:13-14)
и силой Его крестной жертвы, принесенный в избавление за всех. Эти теплые
молитвы способствуют тому, чтобы семена новой жизни, с которыми отошли
наши ближние, если эти семена недостаточно успели раскрыться здесь на
земле, постепенно раскрывались и развивались под влиянием и при милости
Божией, как развивается доброе семя в земле под живительными лучами солнца
и благорастворении воздуха. Но ничто не может возродить гнилые семена,
потерявшие начало растительной жизни. В подобных случаях были бы бессильны
молитвы за умерших в нечестии и нераскаянности погасивших в себе дух Христов
(1 Сол. 5:19). Именно о таких грешниках нужно понимать слова Спасителя
в притче о богатом и Лазаре, что им нет избавления из ада, из его самых
глубоких частей, и перехода в лоно Авраамово (Лк. 16:27). Да, такие лица
обычно не оставляют после себя искренних за них молитвенников к Богу на
земле; не приобрели они себе друзей также и на небе среди святых, которые
могли бы, когда они обнищали (умерли), принять их в вечные обители (Лк.
16:9), то есть, помолиться о них.
Конечно, на земле не известно какой участи подвергнется каждый по своей
смерти. Но молитва любви никогда не бывает бесполезна. Если наши усопшие
ближние удостоились Царствия небесного, то они на нашу молитву о них отвечают
ответной молитвой о нас. Если же наши молитвы бессильны им помочь, то
во всяком случае они не вредны для нас, по слову псалмопевца: "молитва
моя в недра мое возвратится" (Пс. 34:13) и по слову Спасителя: "мир
ваш к вам возвратится" (Мф. 10:13). Но они и полезны для нас. Св.
Иоанн Дамаскин замечает: "Если кто-нибудь помазывает больного миром
или иным священным елеем, то сначала он сам становится причастным [освящения
от] помазания ... Всякий, подвизающийся о спасении ближнего, сперва получает
пользу сам, потом приносит ее ближнему: ибо не неправеден суд Божий, чтобы
забыть дела, по слову божественного апостола."
|