О восьмой заповеди.
Восьмой заповедью вообще запрещается кража, или присвоение каким-либо образом того, что принадлежит другим.
Есть особые грехи, запрещаемые этой заповедью. Главнейшие из них:
грабительство, или отнятие чужой вещи явно, насилием; воровство, или
похищение чужой вещи тайно; обман, или присвоение чего-либо чужого
хитростью, когда, например, дают фальшивые деньги вместо настоящих,
плохой товар вместо хорошего, посредством ложного веса или меры
недодают проданного, скрывают своё имущество, чтобы не платить долги,
не исполняют обещанного по договору или по завещанию; когда укрывают
вора и этим лишают воздаяния потерпевшего; святотатство, или присвоение
того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви; духовное
святотатство, когда одни дают, а другие принимают священные должности
не по достоинству, а из-за корысти; взяточничество, когда берут
вознаграждение с подчинённых или подсудимых и по соображениям корысти
возвышают недостойных, оправдывают виновных, притесняют невинных;
тунеядство, когда не исполняя работу получают за неё плату и, таким
образом, крадут и плату, и пользу, которую могли бы трудом принести
обществу и работодателю; также, когда имеющие силы приобретать
пропитание трудом, вместо этого живут подаянием; вымогательство, когда
под видом законности, но на самом деле с нарушением справедливости и
человеколюбия, присваивают себе чужую собственность или чужой труд, или
даже используют для своей выгоды самые бедствия ближних; например,
когда дающие взаймы, обременяют должников ростом займа, когда владельцы
изнуряют зависящих от них излишними налогами или работой, если во время
голода продают хлеб по слишком высокой цене.
Когда запрещаются эти грехи, то предписываются следующие добродетели: бескорыстие; верность; правосудие; милосердие к бедным.
Немилосердный к бедным грешит против восьмой заповеди, если у него
есть, чем помогать им. Все, что мы имеем, принадлежит Богу, и избыток
дается нам по провидению Божию для помощи бедным; а потому, если не
уделяем им от нашего избытка, то этим похищаем или скрываем их
собственность и дар Божий.
Добродетель, предлагаемая Евангелием не как обязанность для всех,
но как совет ревнующим о подвигах благочестия, есть совершенное
нестяжание, или добровольный отказ от всякой собственности. Если хочешь
быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь
иметь сокровище на небесах (Мф 19:21).
Источник: http://www.sedmitza.ru/text/432178.html |