О пятой заповеди.
Пятая заповедь предписывает особые обязанности по отношению к
родителям, учит почитанию их: почтительно обходиться с ними;
повиноваться им; питать и покоить их во время болезни и старости; после
их смерти, также как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно
исполнять их завещания, не противоречащие закону Божию и гражданскому
(см. 2 Мак 12:43-44; Иер 35:18-19; Св. Иоанна Дамаскина. Слово об
усопших).
Насколько легко и естественно любить и почитать родителей, которым
мы обязаны жизнью, настолько тяжел грех непочитания их. Поэтому в
законе Моисеевом за злословие по отношению к отцу или матери полагалась
смертная казнь (см. Исх 21:16).
Для того, чтобы очевидной наградой побудить к исполнению заповеди,
на которой утверждается порядок как семейной, так и общественной жизни.
Примеры древних патриархов и праотцов показывают, что Бог даёт
особую силу благословению родителей (см. Быт, гл. 27). Благословение
отца утверждает домы детей (Сир 3:9). Бог особенно хранит жизнь и
устраивает благополучие тех, кто почитает родителей на земле; и, как
награду за совершённую добродетель, дарует бессмертную и блаженную
жизнь в Отечестве небесном.
В заповедях, в которых предписывается любовь к ближним, прежде
всего упоминается о родителях, потому что родители, естественно, к нам
ближе всех.
В пятой заповеди под наименованием родителей следует понимать всех, кто в разном отношении бывает для нас вместо родителей.
Вместо родителей для нас являются: Отечество, потому что оно есть
великое семейство, в котором Государь есть отец, а подданные — дети
Государя и Отечества; пастыри и учителя духовные, потому что они
учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней;
старшие по возрасту; благодетели; начальствующие в разных отношениях.
Св. Писание так говорит о почтении к Государю: Всякая душа да будет
покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же
власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию
установлению (Рим 13:1-2). Потому надобно повиноваться не только из
страха наказания, но и по совести (Рим 13:5). Бойся, сын мой, Господа и
царя; с мятежниками не сообщайся (Притч 24:21). Отдавайте кесарево
кесарю, а Божие Богу (Мф 22:21). Бога бойтесь, царя чтите (1 Пет 2:17).
Наша любовь к Государю и Отечеству должна простираться до готовности отдать за них свою жизнь (см. Ин 15:13).
Св. Писание о почтении к пастырям и учителям духовным говорит так:
Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны: ибо они неусыпно
пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с
радостию, а не воздыхая: ибо это для вас не полезно (Евр 13:17).
В св. Писании есть особое указание почитать старших по возрасту,
так же, как и родителей. Ап. Павел пишет к ап. Тимофею: Старца не
укоряй, но увещавай, как отца; младших, как братьев; стариц, как
матерей; молодых, как сестер (1 Тим 5:1-2). Пред лицем седаго вставай и
почитай лице старца, и бойся (Господа) Бога твоего (Лев 19:32).
Удостовериться, что благодетелей следует почитать, как родителей,
можно на примере Самого Господа Иисуса Христа, Который повиновался
Иосифу, несмотря на то, что Иосиф не был Его отцом, а только
воспитателем (см. Лк 2:51).
Есть ещё начальствующие, которых следует почитать после родителей,
подобно им. Это те, кто заботится о нашем благочестивом воспитании,
т.е. учителя и наставники; кто охраняет нас от беспорядков и
неустройства в обществе, т.е. начальники гражданские; те, кто защищает
нас от обид силой законов, т.е. судьи; те, кому Государь вверяет
сохранение и защиту общественной безопасности от врагов, т.е.
начальники военные.
В св. Писании об обязанностях по отношению к начальникам разного
рода говорится: Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому
оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Рим 13:7).
Св. Писание так говорит о подчинённости служителей и рабов
господам: Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и
трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только
услужливостию, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя
волю Божию от души (Еф 6:5-6). Слуги, со всяким страхом повинуйтесь
господам, не только добрым и кротким, но и суровым (1 Пет 2:8).
Св. Писание предписывает обязанности к детям, соответственно
обязанностям в отношении родителей. Отцы, не раздражайте детей ваших,
но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф 6:4).
Св. Писание о долге и обязанности пастырей по отношению к духовной
пастве говорит так: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не
принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из
усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду
(1 Пет 5:2-3).
Св. Писание о долге и обязанностях начальствующих и владеющих
говорит так: Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная,
что и вы имеете Господа на небесах (Кол 4:1).
Если случится, что родители или начальники потребуют чего-либо
противоречащего вере или закону Божию, тогда следует сказать им, как
сказали апостолы начальникам иудейским: Судите, справедливо ли пред
Богом — слушать вас более, нежели Бога? (Деян 4:19). И следует
претерпеть за веру и закон Божий всё, что бы ни последовало.
Добродетель, которую требует пятая заповедь, называется послушанием.
Источник: http://www.sedmitza.ru/text/432178.html |