О второй заповеди.
Во второй заповеди говорится о идоле. В заповеди объяснено, что
идол есть изображение какой-нибудь твари, небесной или земной, или в
воде живущей, которой поклоняются и служат вместо Бога.
Вторая заповедь запрещает поклоняться идолам как мнимым божествам или как изображениям ложных богов.
Иметь какие бы то ни было священные изображения вовсе не
запрещается. Это ясно видно из того, что прор. Моисей, через которого
Богом дана заповедь, запрещающая идолов, в то же время получил от Бога
повеление поставить в скинии, или передвижном храме еврейском, золотые
священные изображения херувимов, и притом во внутренней части храма, к
которой народ обращался для поклонения Богу.
Этот пример поясняет правильность употребления в Православной Церкви св. икон.
Слово икона в переводе с греческого значит образ, или изображение.
В Православной Церкви так называются священные изображения Бога,
явившегося во плоти, Господа Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и
святых Его.
"Употребление св. икон противоречило бы второй заповеди в том
случае, если бы их боготворили. Но этой заповеди нисколько не
противоречит почитание икон как изображений священных и употребление их
для благоговейного воспоминания дел Божиих и святых Его, поскольку в
таком случае иконы подобны книгам, в которых вместо букв написаны лики
и предметы” (см. св. Григорий Великий. Письма, кн. 9, письмо 9, к
Серенскому епископу).
Глядя на иконы, следует умом видеть Бога и святых, на них изображённых.
Грех против второй заповеди называется идолопоклонством.
Кроме грубого идолопоклонства, есть более тонкие грехи против
второй заповеди, к которым принадлежат: корыстолюбие, или любостяжание
(стремление к материальным благам); чревоугодие, или лакомство,
объедение и пьянство; гордость, к которой относится также тщеславие.
Корыстолюбие относится к идолопоклонству. Ап. Павел говорит, что
любостяжание… есть идолослужение (Кол 3:5). Потому что корыстолюбивый
человек больше служит богатству, чем Богу.
Вторая заповедь запрещает корыстолюбие и тем самым учит нелюбостяжанию и щедрости.
Чревоугодие относится к идолопоклонству, потому что чревоугодники
выше всего ставят чувственное удовольствие; поэтому, говорит апостол,
их бог — чрево (Флп 3:19), или, иначе сказать, чрево есть их идол.
Вторая заповедь, запрещая чревоугодие, учит воздержанию и посту.
Гордость и тщеславие относятся к идолопоклонству, потому что гордый
выше всего ценит свои способности и преимущества, и, таким образом, они
для него есть идол; а тщеславный желает, чтобы и другие чтили этого
идола. Гордость и тщеславие наглядным образом проявились в Вавилонском
царе Навуходоносоре, который поставил сам себе золотого идола и велел
всем поклоняться ему (см. Дан, гл. 3).
Порок, близкий к идолопоклонству, — лицемерие, когда кто-либо
внешние дела благочестия, например, пост и строгое соблюдение обрядов
использует для приобретения уважения народа, не думая о внутреннем
исправлении своего сердца (Мф 6:5-7).
Вторая заповедь запрещает гордость, тщеславие и лицемерие и тем самым учит смирению и деланию добра втайне.
Источник: http://www.sedmitza.ru/text/432178.html |