Симфония властей в Византии: опыт взаимодействия государства и Церкви
11 апреля 2011 г.
Симфония властей, сложившаяся в Византии, представляет
собой наиболее гармоничную схему взаимоотношений церковной и государственной
власти. О том, как осуществлялся союз обеих сторон в этих областях, и насколько
тесным было взаимодействие двух властей, пишет в своей статье Л.Ю. Костогрызова.
Из многообразия
вариантов сосуществования государства и церковной организации, как правило,
выделяются три модели их взаимодействия: цезарепапизм (подчинение Церкви
государственной власти), папоцезаризм (превалирование духовной власти над
светской) и симфония (sumjwnia;
consensus), которая предполагает союз церковной и
государственной власти. В основе этого союза лежит идея гармонии и согласия
властей, сосуществующих, но не сливающихся друг с другом, взаимодействующих, но
не стремящихся к подчинению друг друга[1].
Термин «симфония» впервые употребил Юстиниан I
в предисловии к своей VI новелле: «Величайшие
дары Бога людям от человеколюбия свыше данные – священство (ιερωσύνη)
и царство (βασιλεία), одно, служа божественному, другое о человеческом
заботясь и управляя, – из одного и того же начала вышли, и привели в порядок
человеческую жизнь. Поэтому ничто так не было бы весьма желанным царству, как
величавость иереев, если бы только за него самого всегда они молили Бога. Ибо
если первое было бы беспорочно всесторонне и с искренностью к Богу сопричастно,
второе верно и подобающим образом вверенное ему государство приводило бы в
порядок, было бы согласие некое благое, так что всё благо роду человеческому
было бы подарено»[2]. Концепция симфонии
властей стала определяющей в церковно-государственных отношениях Византийской
империи. Она получила своё раскрытие в посланиях василевсов и патриархов,
трудах богословов, законодательных актах. В обыденном сознании византийцев
божественное и человеческое, душа и тело чётко разграничивались. Государство
также рассматривалось как единый организм, в котором есть и тело, и душа. «Так
как государство наподобие человека состоит из частей и членов, то наиважнейшими
и необходимейшими членами являются царь и патриарх; поэтому мир и благоденствие
подданных зависят от единомыслия и согласия царской и патриаршей власти», –
говорилось в «Исагоге», своде законов IX века[3].
Именно равноправие, равная значимость, «неслитное» и «нераздельное»
существование церковной и светской власти отличает концепцию симфонии властей
от доктрин папоцезаризма и цезарепапизма. Суть симфонии составляет обоюдное
сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность, без вторжения
одной стороны в сферу исключительной компетенции другой[4]. По
словам русского государствоведа Л.А. Тихомирова, «Византия может похвастаться
тем, что нигде вопрос о союзе церкви и государства не был решён более удачно»[5].
Именно поэтому симфония властей стала идеалом для других православных стран, в
том числе и для России.
Симфония государства и Церкви
предполагала взаимодействие во всех сферах власти – исполнительной, судебной,
законодательной. В Византии иначе и быть не могло: все государственные
чиновники и сам император были членами Церкви, и наоборот, все верующие,
включая патриарха, являлись гражданами государства. Так, в сфере исполнительной
власти развитие церковных учреждений и церковного управления совершалось
параллельно и в соответствии с развитием политических учреждений и
государственного управления[6].
Административный строй государства оказал влияние на церковное управление:
основной единицей как государственного, так и церковного управления был город;
разделение империи на провинции отозвалось учреждением митрополий; с введением
в государственном управлении диоцезов в церковном управлении появились
патриархаты. Византийский император имел постоянные сношения с органами
церковного управления. При константинопольском патриархе была должность
референдария, который передавал императору то, что ему поручал патриарх. Другие
патриархи имели в столице постоянных доверенных лиц – апокрисиариев, для
представления императору различных просьб о нуждах их Церквей[7].
Государственная власть принимала участие в церковных вопросах, затрагивая сферу
церковного хозяйства и нередко присваивая себе право назначения на церковные
должности и устранения от этих должностей; в свою очередь духовные лица
принимали участие в гражданских делах, не только косвенное, путём нравственного
влияния на народную массу, но и прямое, в качестве руководителей внешней и
внутренней политики, а также непосредственных участников в важнейших политических
предприятиях и общественных движениях[8].
Церковь была органом благотворительности. На её средства содержались больницы,
приюты для беспомощных стариков и детей-сирот, и это находилось в ведении
епископа[9].
Главой Восточной Церкви был Константинопольский патриарх. Влияние его усиливалось
постепенно, но в целом он был таким же средоточным пунктом в церковной сфере,
каким был император в сфере государственной[10].
Выбор патриарха представлял довольно сложный процесс и состоял из нескольких
этапов[11]. В
процедуре избрания принимал участие и император, но лишь как «епископ внешних
дел», отвечающий за внешнее благополучие Церкви. Он указывал на одного из трех
кандидатов, предложенных специально собранным для выборов первосвященника
собором епископов, которые перед этим обсуждали лиц, обладающих качествами,
соответствующими τυπος’у патриарха[12].
Даже если ни один из кандидатов императора не устраивал, и он предлагал кого-то
ещё, то предложенный им человек также проходил процедуру обсуждения собором
епископов. Конечно, были случаи, когда василевсы пытались поставить процесс
избрания полностью под свой контроль, что дало основание говорить о
цезарепапизме в Византии, но это скорее исключение, чем правило, и такие факты
признавались ненормальными и осуждались современниками. Следует отметить, что
участия в назначении других церковных иерархов император не принимал. С другой
стороны, патриарх проводил обряд венчания на царство, который, появившись при
Льве I (457 – 474) в качестве дополнения к основному акту
коронации, совершаемой представителями войска, впоследствии стал не только
важнейшим, но и единственным коронационным актом, а сам чин коронования и
связанные с ним церемониальные действия приобрели культовый характер[13].
Кроме того, лица разных степеней церковной иерархии, как белое, так и
монашествующее духовенство, пользовались влиянием в государстве, занимали места
первых министров, разные мирские должности в центральном и местном управлении.
Как при императоре
высшим правительственным учреждением был синклит, так при патриархе существовал
синод, состоявший как из действительных членов – епископов, так и из членов
присутствующих – патриарших сановников и представителей правительства;
последние присутствовали только при решении вопросов, относящихся к
государственной сфере. Синод был высшей административной и судебной инстанцией,
наблюдал за чистотой веры и поддержанием церковных порядков, за назначением и
перемещением епископов, рассматривал жалобы на духовных лиц. Его постановления
утверждались патриархом и объявлялись от его имени, а более важные шли на
утверждение императора. Последнее, как правило, происходило тогда, когда
церковная власть хотела дать синодальным постановлениям более широкое
распространение и обеспечить их исполнение не только в церковной сфере, но и в
гражданской, либо когда они касались не только церковных, но и общественных
отношений и потому не могли обойтись без санкции со стороны государственной
власти, наконец, если постановление касалось патриарха. Как при императоре
существовали приказы (секреты) для заведования различными отраслями
государственного управления, так и при патриархе были секреты, заведовавшие
различными отраслями церковного управления. Иными словами, сама структура
церковного управления, аналогичная структуре государственного управления,
свидетельствует о союзе государства и Церкви в административной сфере. Об этом
говорит и тот факт, что государственные чиновники были обязаны помогать
епископам в поддержании церковной дисциплины принятием соответствующих мер как
к соблюдению церковных правил, так и к наказанию их нарушителей[14].
Епископы же осуществляли своего рода прокурорский надзор за государственными
чиновниками. Они могли принять жалобу на префекта провинции и просить префекта
рассмотреть дело вновь. В случае отказа епископ от своего имени мог дать
просителю грамоту к императору со своим свидетельством о не оказанном
правосудии. Кроме того, при увольнении с должности префект провинции должен был
50 дней оставаться на месте и при посредстве епископа принимать жалобы от
населения и рассматривать их. Епископ настаивал на законном удовлетворении этих
жалоб[15].
В судебной власти
взаимодействие государства и Церкви было ещё более тесным. Византийские
источники называют суды духовные и светские, светские делились на гражданские и
военные, а гражданские – на столичные и областные. Высшим являлся императорский
суд[16].
Также существовали специальные суды, в которые различные категории лиц
(духовенство, сенаторы, члены гильдий, воины) могли подать иск, независимо от
места жительства или места преступления. Суды специальной юрисдикции часто
конфликтовали с обычными судами и стремились расширить свое влияние, т.к.
указанные категории населения предпочитали, чтобы дело слушалось в суде, им
симпатизирующем[17]. Так духовенство имело
право быть судимым только церковными судами, а не гражданской властью, светские
архонты не имели юрисдикции над епископами. Уголовное ли, гражданское ли дело,
если обе стороны – церковники, они должны были предстать перед епископом. Если
какая-либо сторона пожелает судиться в мирском суде и покинет церковный, даже
если она выиграет дело, то потеряет церковный сан и будет смещена[18].
Согласно канонам: «Епископ, обвиняемый в чем-либо… сам должен быть призван
епископами, и если предстанет и признается или будет обличен ими: да
определится ему епитимия» (74 правило Св. Апостолов). Впрочем, в гражданских
спорах между духовным лицом и мирянином действовало правило, что дело должно
разбираться в суде той стороны, к которой принадлежит ответчик. Лишь тогда,
когда мирянин-ответчик давал согласие на разбор дела у епископа, последний
постановлял решение. Епископ мог быть и третейским судьей, даже если обе
стороны были мирянами. Согласно закону 333 г. решения епископов должны были
признаваться окончательными по делам лиц всех сословий и всякого возраста,
всякое гражданское дело могло быть перенесено в епископский суд на любой стадии
процесса и даже при нежелании противной стороны, приговоры епископских судов
должны были утверждаться светскими судьями, а доказательства, признанные
епископом, любой судья должен принимать, не сомневаясь, все дела, решённые
епископским судом, становились судебным прецедентом, обязательным к
употреблению и в светских судах[19].
В связи с этим
расширением компетенции церковных судов к области дел, не подлежащих светскому
суду, стали относить все религиозно-нравственные отношения, тесно связанные в
первую очередь с брачно-семейным правом. Так, в 1086 г. император Алексей
Комнин постановил, чтобы все дела брачные и касающиеся душевного спасения были
судимы духовными судьями. Дела решались в дикастирии епископа, в митрополичьем
и патриаршем синоде при личном участии епископа, митрополита и патриарха или
через уполномоченных. На епископа апелляция шла к митрополиту, на митрополита к
патриарху, но на решение патриарха так же, как и на решение императора,
апелляции не допускалось[20].
Максимальное
взаимодействие церковной и светской власти в судебной сфере проявилось в
создании в Византии сначала в VI в., а впоследствии в
XIV в. института «вселенских судей ромеев» (οι
καθολικοι κριται των
Ρωμαιων). Двенадцать судей назначались императором из духовных
лиц и принимали присягу относительно добросовестного исполнения своих обязанностей.
Их власть имела всеобщее («вселенское») значение и распространялась на все
категории населения, включая императора, лиц, находящихся на службе при
императорском дворе, правителей областей и прочих архонтов[21].
Судьи рассматривали только гражданские дела, причём к ним можно было
обращаться, минуя все инстанции ординарного суда, хотя фактически вселенский
суд стал высшей апелляционной инстанцией. При вынесении приговоров вселенский
суд руководствовался как церковным, так и светским законодательством. С конца XIV
в. вселенские судьи появились во всех городах империи и просуществовали вплоть
до падения Византии[22].
Некоторые исследователи подчёркивают, что институт «вселенских судей»
учреждался при совместном участии Церкви и императорской власти, что
обусловлено традиционными взаимоотношениями Церкви и государства в Византии,
опиравшимися на принцип симфонии[23].
Наконец, в
законодательной сфере симфония властей проявилась в согласовании закона и
канона – церковного правила. Проблема согласования возникла, на наш взгляд,
во-первых, в связи с христианизацией большей части населения империи,
во-вторых, с упорядочением самих канонов и их оформлением в сборники или своды.
Христиане в случае коллизии между законом и каноном пребывали в смятении – что
предпочесть, чему следовать, чтобы, с одной стороны, оставаться
законопослушными гражданами империи, с другой – не нарушить Божественное
предписание. Конечно, в большинстве
случаев верующие ставили каноны на первое место. Императоры, заметив
возникающее противоречие, сначала пытались противодействовать силе канонов.
Так, Констанций II заявил на Миланском соборе в 355 г.: «То, что мне угодно, –
это и есть канон»[24]. Но
спустя столетие, в 451 г.,
под давлением участников IV Вселенского собора
императоры Валентиниан и Маркиан издали конституцию, согласно которой все
законы, изданные в нарушение церковных канонов, признаются недействительными
(С.1.2.12)[25]. Император Юстиниан в
октябре 530 г.
заявил, что «божественные каноны имеют силу не меньшую, чем законы»
(С.1.3.44.1)[26]. Это положение он
развернул в своей знаменитой 131 Новелле от 545 г., гласящей: «Предписываем,
чтобы священные церковные каноны, изданные или подтвержденные четырьмя святыми
соборами, а именно – Никейским, Константинопольским, Эфесским и Халкидонским…,
имели ранг законов; ибо догматы четырёх вышеназванных соборов мы признаём
наподобие святых писаний, а их каноны храним, как законы» (Nov.
Just. 131.1). «Василики» в нач. Х в. расширили действие этой
новеллы вплоть до II Никейского собора 787 г.[27].
Юстиниан же в предисловии к 137 Новелле указал чёткие различия между законом и
каноном: целью гражданских законов является общественная безопасность,
церковные каноны установлены ради спасения души. Власть над законами вверена от
Бога императору, наблюдение за соблюдением канонов и само их установление
вверено епископам[28].
Некоторые исследователи считают, что, уравнивая каноны и законы, императоры
включали нормы канонического права в общую законодательную систему государства,
в которой император выступал в качестве универсального законодателя[29].
Действительно, после утверждения императорской властью вероопределения Церкви
исполнялись верующими не только как правило веры, установленное Церковью, но и
как государственный закон, исполнение которого охранялось государственной
властью[30].
Обозначенное
уравнение подтверждает тесный союз двух властей и в сфере законодательной
власти. Таким образом, взаимодействие церковной и светской власти в Византии во
всех областях подтверждает господство идей симфонии не только в теории, но и на
практике, и её нарушения (как правило, со стороны светской власти) приводили к
недовольству и возмущениям жителей империи.
Опубликовано: Изд-во Уральского юридического института МВД
России, Екатеринбург. Актуальные проблемы истории, политики и права: сборник
научных трудов преподавателей и адъюнктов. Выпуск 8. Екатеринбург, 2008. С. 29 – 35. (0,4 п.л.)
Источник: http://www.bogoslov.ru/text/1609881.html |