Смерть есть общий удел людей. Но она есть для человека не уничтожение,
а только отрешение души от тела. Истина бессмертия души человека одна
из основных истин христианства. "Бог не есть Бог мертвых, но живых,
ибо у Него все живы." В новозаветном Священном Писании смерть называется
"исходом души" (буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия
всегда приводили это на память - 2 Петр. 1:15), освобождением души из
темницы (2 Кор. 5:1), отложением тела (зная, что скоро должен оставить
храмину мою - 2 Петр. 1:14), отрешением (имею желание разрешиться и быть
со Христом, потому что это несравненно лучше - Фил. 1:23), отшествием
(время моего отшествия настало - 2 Тим. 4:6), успением (Давид почил -
Деян. 13:36). Состояние души по смерти, по ясному свидетельству слова
Божия, не бессознательно, а сознательно (напр. в притче о богатом и Лазаре).
По смерти человек подвергается суду, который называется частным, в отличие
от всеобщего последнего суда. "Удобно есть перед Богом, в день смерти
воздать человеку по делам его," говорит премудрый сын Сирахов (11:26).
Ту же мысль выражает апостол Павел: "человекам положено однажды умереть,
а потом суд" (Евр. 9:27). Апостол представляет суд следующим непосредственно
за кончиной человека, очевидно, разумея не всеобщий суд, а частный, как
это истолковывали св. Отцы Церкви.
Нам не дано знать в Священном Писании, как происходит частный суд по
смерти человека. Мы можем лишь отчасти судить об этом, по отдельным выражениям,
встречающимся в слове Божием. Так, естественно думать, что и при суде
частном большое участие в судьбе человека после смерти принимают как добрые
ангелы, так и злые: первые являются орудиями благости Божией, а вторые
- по Божиему попущению - орудиями правды Божией. В притче о богатом и
Лазаре сказано, что Лазарь "был отнесен ангелами на лоно Авраамово;"
в притче о неразумном богаче сказано богачу: "Безумный, в сию ночь
душу твою возьмут у тебя," - очевидно возьмут силы недобрые (св.
Златоуст). Ибо, с одной стороны, ангелы малых сих, по слову Господню,
всегда видят лицо Отца Небесного, - а равно и при конце мира Господь "пошлет
ангелов Своих, которые отделят злых от среды праведных, и ввергнут их
в печь огненную" (Мф. 13:49); а с другой стороны, "Противник
ваш дьявол ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить" (1 Петр. 5:8),
- и воздух как бы наполнен духами злобы поднебесной, и князь их называется
князем "власти воздушной" (Ефес. 6:12; 2:2).
На основании этих указаний Священного Писания издревле святые Отцы Церкви
изображали путь души, разлучившейся с телом, как путь через такие духовные
пространства, где темные силы ищут поглотить слабых духовно и где поэтому
особенно нужны защита ангелов небесных и молитвенная поддержка со стороны
живых членов Церкви. Из древних Отцов говорят об этом святые Ефрем Сирин,
Афанасий Великий, Макарий Вел., Василий Вел., Иоанн Златоуст и др. Наиболее
подробно развивает мысли этого рода св. Кирилл Александрийский в "Слове
на исход души," а картинное изображение этого пути представлено в
житии преп. Василия Нового, где усопшая блаженная Феодора передает спящему
ученику преп. Василия, что она видела и испытала после смерти при восхождении
на небо. Путь души по исходе из тела принято называть "мытарствами."
Митр. Макарий упоминает наставление ангела преп. Макарию Александрийскому,
по поводу образности сказаний о мытарствах: "земные вещи принимай
здесь за самое слабое изображение небесных." Мытарства следует понимать
в смысле духовном, под человекообразными чертами.
О состоянии души после частного суда Православная Церковь учит так: "Веруем,
что души умерших блаженствуют или мучатся по делам своим. Разлучившись
с телами, они тотчас переходят или к радости или к печали и скорби: впрочем
не чувствуют ни совершенного блаженства ни совершенного мучения. Ибо совершенное
блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении,
когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно"
(Послание Восточных Патриархов). Таким образом, Православная Церковь различает
два разных состояния после частного суда: одно для праведников, другое
для грешников, иначе говоря, - рай и ад. Церковь не признает римо-католического
учения о трех состояниях, различающего блаженство, чистилище или пургаториум
и пребывание в геенне. Само именование "геенна" отцы Церкви
обычно относят к состоянию после Страшного суда, когда и смерть и ад повержены
будут в озеро огненное (Откр. 20:15). Отцы Церкви, на основании слова
Божия, полагают, что мучения грешников до Страшного суда имеют характер
предварительный. Эти мучения могут быть облегчаемы и даже могут быть сняты
по молитвам Церкви (Послание Восточных Патриархов).
|