переписка о. Даниила Сысоева с пастором баптистов (письмо 2)
Добрый день, Наташа!
Я еще раз прошу прощения, что на прошлой неделе был очень занят другой работой и не имел возможности ответить. Мне, честно говоря, очень бы не хотелось вступать в дискуссии и споры с уважаемыми священниками, мнения которых Вы приводили. К тому же, я не могу сказать, что в совершенстве знаю христианскую литературу первых веков, но из тех источников, с которыми я имел возможность познакомиться, у меня совсем не складывается впечатление, что крестным знамением осеняли себя и крестики носили чуть ли не со времен Иисуса Христа, почему-то мне такой информации не попадалось. Было бы неплохо привести конкретные ссылки о тех документах, протоколах допросов первых христиан римскими чиновниками и т.п., на которые Вы ссылаетесь. Я бы с удовольствием ознакомился, мне это очень интересно и важно.
Но я хочу сказать о другом. Если ношение нательных крестиков так важно, как Вы утверждаете, то почему же тогда Сам Иисус Христос ничего не говорил о них? И Апостолы в посланиях? Совершенно ничего! Не кажется ли это странным?
Христос говорил такие слова: "… если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф.16:24, также Мр.8:34; 10:21, Лк.9:23). Разве о нательном крестике это говорил Христос? Следующий за этим стих, мне кажется, проясняет ситуацию: "… ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф.16:25). Мне кажется, что речь идет о принципе креста, т.е. смерти для греха и зла, для этого мира, но не о символе. Душа в данном случае, по-видимому, означает жизнь.
Вы приводите пример того, как какой-то воин римской армии, носящий под одеждой крестик, не смог утаить свою принадлежность к христианству, потому что другие заметили у него крестик. Мне кажется, что этот случай, если даже он и достоверный, то совершенно не типичный для христиан доникейского периода. Среди тех христиан было даже стремление к мученичеству, они не только не пытались скрывать свою принадлежность к христианам, но, наоборот, часто бросали вызов этому миру, стремясь пострадать за Христа. А кроме того, судьи, прежде чем отдать христиан на мучения, требовали от них отречения от Христа и принесения хвалы императору или иным богам. Возможно это иногда (но уж далеко не всегда) и выражалось внешне в том, чтобы осквернить крест.
Принцип креста я бы проиллюстрировал на таком библейском примере. В 5 главе Евангелия от Иоанна говорится о том, как Христос исцелил человека, который лежал в купальне Вифезда в ожидании чуда тридцать восемь лет. Христос исцелил его простыми словами: "встань, возьми постель свою и ходи" (Ин.5:8). И тот так и сделал. И тогда начались проблемы, Вы помните? Если бы это было не в субботу, то никто бы ничего и не заметил, мало ли кто там исцеляется? Но даже если бы и в субботу, но только чтобы тот человек не брал свою постель (соломенную подстилку) и не нес ее. Что интересно, что гонения на этого человека начались со стороны религиозных вождей, не так ли? Их совершенно не тронуло то, что человек страдал ужасной болезнью целых тридцать восемь лет, но зато возмутило, что он взял постель свою в субботу. Обратите внимание на то, что Тот же Христос, Который говорил "возьми крест свой" в Мф.16:24, говорит такие же слова "возьми постель свою" здесь. Выходит, что "крестом" для исцеленного человека из купальни Вифезда была его постель, которая и вызывала такое бурное возмущение у Иудеев? Это она была для всех ярким свидетельством того, кем был тот человек до встречи с Иисусом, и кем он стал сейчас. Если бы не встреча с Иисусом, то он так бы и умер когда-нибудь на своей подстилке. Но она теперь бессловно свидетельствует всем, что он – умер для своего прежнего образа жизни в купальне и воскрес для новой жизни. И купальня для него лично также умерла, ему уже нет необходимости лежать там в ожидании чуда. А подстилка, которая должны была быть его смертью, теперь является символом его исцеления, освобождения и спасения, его крестом. Вот почему Христос сказал ему, чтобы он носил крест свой даже вопреки общественному мнению, не скрываясь и не прячась, даже в субботу, когда по ветхозаветному закону нельзя было ничего носить. Этим Христос показал, что крест в жизни этого человека вышел на самое первое и самое главное место, отодвинув даже Моисеевы законы, не так ли?
Вы пишете, что «Господь наш Иисус Христос был распят на конкретном Кресте из конкретного трехсоставного мореного дерева…». Извините, но тут уже моя вера не выдерживает таких испытаний. Мне в таком случае уже ближе позиция Апостола Фомы, что не поверю, пока не увижу. Извините, конечно, но чтобы «трехсоставное мореное дерево…»?!!! Так и подмывает спросить, а полированный ли был тот крестик, лакированный ли? Мне почему-то логика и здравый смысл подсказывают, что это было самое обыкновенное неструганное бревно… Скажите, у нас всего лишь шестьдесят лет назад закончилась Великая Отечественная война. А много ли Вы сможете найти бревен, которые бы употреблялись для каких-то целей еще до войны? В Волгограде, например, или в Питере, где были жестокие сражения? А в Иерусалиме, сдается мне, в 70-м году была "мясорубка" еще похлеще, чем в Сталинграде. Согласно Иосифу Флавию, там погибло тогда один миллион сто тысяч евреев! У нас в Киеве в Бабьем Яру - примерно в одиннадцать раз меньше, только около ста тысяч, и то… Я очень сильно сомневаюсь, что там остались в живых "хранители" Креста Господня!
Почему я считаю, что крест был неструганный, необработанный? Да потому что "… проклят всяк, висящий на древе…" (Гал.3:13). И Христос слился с крестом в одно целое, стал "клятвою" (проклятием) ради нас и за нас! Крест – это орудие проклятия! И слава Богу, что это так, потому что это наше проклятие перешло туда, наше проклятие за постоянное неисполнение закона (Гал.3:13).
Крест ли исцеляет или же Иисус Христос? Почитайте Евангелия, сколько раз Христос исцелял больных! Неужели мы заберем славу за исцеления сегодня у Христа и отдадим кресту? Простому куску дерева? А ведь Бог – Ревнитель! Вот что Он говорит через пророка Исаию: "Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам" (Ис.42:8), "… славы Моей не дам иному" (Ис.48:11). И если в Писании говорится: " Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр.13:8), то не значит ли это, что Он и сегодня силен исцелять от недугов точно так же, как и во время Своего земного служения? Так все-таки, Христос сегодня исцеляет, или же крест?
Вы упоминали о медном змее, как о прообразе креста. Прекрасно! Давайте посмотрим на него более внимательно, прочитаем Чис.21:5-9. За ропот народа Израильского на Бога и Моисея в пустыне Египетской он был наказан ядовитыми змеями, "которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых" (Чис.21:6). По-видимому, змеи должны были напоминать им о том древнем змие, через которого пришел грех на человека. После покаяния народа и ходатайственной молитвы Моисея "…сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив" (Чис.21:8). Моисей так и сделал и каждый ужаленный мог с верою взглянуть на медного змея и оставался живым. Конечно же, это прообраз Иисуса Христа, как Он и Сам говорил об этом в 3 главе Евангелия от Иоанна (ст.14-15). Каждый человек, с верою обративший свой взор на Иисуса Христа на кресте, получает теперь спасение и вечную жизнь. События с медным змеем в пустыне происходили примерно в 1400 году до РХ, а спустя примерно 700 лет о Езекии, царе Иудейском, сказано: "И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан. На Господа Бога Израилева уповал он; и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него" (4Цар.18:3-5). Оказалось, что тот самый медный змей, который был спасением для народа Израильского при Моисее, стал идолом в последующих поколениях?!!! Благочестивому царю Езекии пришлось уничтожить его, чтобы предотвратить поклонение ему, что было мерзостью в глазах Божиих! А все потому, что Бог – Ревнитель, и Он не хочет, чтобы слава, которая должна принадлежать только Ему, воздавалась рукотворному изделию из меди.
Хотелось бы верить, что христиане наших дней извлекут из этой древней истории надлежащие уроки и крест не превратится в идол (поговорка даже такая есть, что от великого до смешного только один шаг!). Но опасность такая есть, согласны ли Вы? Вот почему я бы не заявлял так самоуверенно: " Мы не боимся обвинений в магизме и знаем, что есть особые священные предметы, которые обладают реальной вложенной в них силой…". Думаю, что бояться этого очень даже нужно, чтобы незаметно для себя не перейти ту границу, где поклонение Богу может легко превратиться в то, что уже является "мерзостью" в глазах Божиих, потому что именно так Библия называет идолопоклонство. По-видимому, это происходит тогда, когда кресту воздается больше почестей, чем Тому, Кто страдал на этом кресте, не так ли?!!! Мы нисколько не сомневаемся в том, что "особые священные предметы" есть, но разве они не могут быть орудием в руках сатаны? Ведь сами по себе предметы никакой силой не обладают, но исполняют волю того, в чьих руках они находятся, не так ли?!!! Либо Бога, либо же – врага душ человеческих! А наделять силой сами по себе предметы, это уже, извините меня, не христианство, а самое настоящее язычество и идолопоклонство.
Давайте еще рассмотрим приводимый Вами отрывок из 6 главы к Галатам. Вы пишете: " В другом месте он говорит о кресте Господнем, восхваляя Его: Гал.6: 12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, (ношение креста служит внешним признаком принадлежности к Церкви Христовой, как обрезание крайней плоти для иудея, принадлежностью к его вере)". Обратите внимание, что это не я, а Вы сказали о том, что обрезание для иудеев является прообразом ношения креста, не так ли? Прекрасный образ! Я с ним полностью согласен! Но давайте теперь внимательно почитаем, что же говорит Апостол Павел в этих стихах, с 12 по 15! Давайте подставим в слова Павла вместо "обрезания" - "ношение крестика". Смотрите что получается: «Желающие хвалиться по плоти принуждают вас носить крестик только для того, чтобы не быть гонимым за Крест Христов!!!! Ибо и сами носящие крестик не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы носили крестик, дабы похвалиться в вашей плоти…". Вы понимаете, что этим хотел сказать Апостол Павел? Иудаисты хотели хвалиться по плоти, показывая, как много у них последователей. Они прекрасно знали, что людям не очень трудно исполнять обряды и ритуалы, но только чтобы это не затрагивало их внутреннюю сущность. Павел насквозь видел неискренность этих лжеучителей и обвинял их в том, что таким внешним обрядом они хотят избежать настоящих гонений за крест Христов. Прикрываясь законом, на самом деле они не очень то уж и стремились исполнять все требования закона. Они искали легкого и "показушного" христианства, чисто внешнего, а не внутреннего по своей сути. Вот почему Апостол Павел и воскликнул: "А я не желаю хвалиться…" чисто внешним, но внутренним Крестом Господа Иисуса Христа! Скажите, это Вам ничего не напоминает в нашей современной реальности?
Еще хочу обратить внимание на то, что Апостол Павел не сказал ничего плохого в отношении обрезания, что он не показал себя как врага обрезания. Поэтому я тоже ни в коем случае не могу согласиться с Вашими легкими намеками на то, что якобы я являюсь "врагом креста Христова". Это совершенно не так! Давайте посмотрим еще и на 15 стих той же главы: " Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь". Перефразируя, можно сказать, что во Христе Иисусе ни ношение крестиков, ни их НЕношение – совершенно ничего не значит!!! А то, что действительно важно для Бога – это новое творение, вот именно та обратная сторона креста, которые в сердце, что там, за тем крестом, " которым для меня мир распят, и я для мира"? Если там новое творение, или же "рождение свыше", о котором Христос говорил Никодиму (Ин.3:1-6), то это прекрасно. А если же есть только внешняя сторона (ношение крестика), но нет рождения свыше, нет нового творения, то вот это-то как раз и есть, на мой взгляд, состояние вражды ко кресту Христову. "Враги Креста Христова" – это те, "… кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником" (1Кор.5:11). Другими словами, тот, кто, даже нося нательный крестик, изменяет жене, берет взятки, отдает предпочтение в своем сердце чему угодно, но не Богу, клевещет на других, пьет водку, приХватизирует чье-то чужое – это и есть самые настоящие "враги Креста Христова". Разве не так?
Вот что я хотел сказать Вам по этому поводу.
Пусть Господь обильно благословит Вас и даст мудрости в том, чтобы разобраться в истине до конца и быть верной Спасителю и Господу Иисусу Христу всегда и во всем! Я думаю, что уж если быть христианином, то - настоящим, а не "показушным", верно? Потому что можно обманывать себя, других людей, но Бога ведь не обманешь? Он же прекрасно видит, что в сердце каждого?!!!
С любовью во Христе Иисусе,
Павел Митичев, г.Киев
----- Original Message ----- From: "наташа хакимова" <natashakhakimva@rambler.ru> To: <pavelm@sns.org.ua> Sent: Monday, February 05, 2007 9:57 AM Subject: Вопрос пастору
> Уважаемый Павел. Извините, но я решила уточнить некоторые не совсем > понятные мне факты у священника и вот его ответ: >> 1. Крест, носимый на шее - символ, конечно даже без него христианин >> остается христианином (например если крест сорвали в тюрьме), но >> сознательный отказ носить крест показывает отсутствие любвит к > Распятому >> на нем. Кольцо на руке - тоже символ, но если супруг снимает его > уезжая >> на курорт, то скорее всего он собирается изменять. >> 2. Для христиан символ - не просто памятка, а реальная связь с >> символизируемым. Мы не боимся обвинений в магизме и знаем, что есть >> особые священные предметы, которые обладают реальной вложенной в них >> силой - это или злые преметы (колдовские жезлы например) или Божии. >> Последних примеров в Библии описанно очень много. - Это и ковчег > Завета, >> прикоснувшийся к которому человек погибал, и жезл моисея, которым тот >> творил чудеса, и процветший жезл Аарона, и милоть Ильи пророка, и >> главотяжцы (платки) ап. Павла, и ризы Христа. Да и тот символ, о > котором >> как о прообразе Креста говорил Сам Христос в Евангелии - медный змей, >> разве не исцелял Божьей силой того, кто с верой обращал свой взор к >> нему. Тем большей святыней является крест, на котором принес Себя в >> жертву Иисус Христос. Это великий жертвенник, а про его прообраз в >> Ветхом Завете (Исх.) сказано, что прикоснувшийся к нему освятится. >> Нательный крест, чтобы Ваш Павел не говорил, исцеляет болезни, реально >> отгоняет демонов, реально по >> могает справиться с грехами. >> 3. По поводу того, когда христиане стали почитать крест. - ответ со >> времен апостолов. Буквально месяц назад найдены изображения креста в >> Иерусалима в могиле 1 века со словами " спаси меня Господь Иисус >> Христос". Аналогичные изображения 250 г по Р.Х. любой может своими >> глазами наблюдать в Назарете и в Мегиддо. В Крыму в инкермане до сих > пор >> находится изображение креста сделанное св. Климентом папой Римским в > 100 >> года. Напомню, что Климент упоминается в Новом Завете (ФЛп.) > Изображение >> Креста есть в Помпе (79 г.) и в катакомбах. Об этом же говорят и >> множество письменных памятников (начиная с Дидахи, упоминающего о >> крестном знамении). Это и апостольские жития (очень ранние - ап. > Андрея >> 2 в., Фомы 2 в., Петра и Павла 2 в.), и огромное количество сочинений >> ранних христиан (напр. Ипполита римского ок. 220 г. и Иустина > Философа) >> Практика ношения нательного креста также встречается очень рано. > Первое >> упоминаниеп о тнем относится к сирийскому житию Иегоханана апостола >> (Иоанна Богослова), гдае прямо утверждается, что апостол носил на > груди >> деревянный крест. Об этом же говорит и житие мученника Ореста (нач. 3 >> в.). >> 4. Что касается обретения креста св. Константином, то опять же я не >> понимаю этого скепсиса. По Талмуду орудие казни должно быть брошено > под >> землю. Неудивительно, что и Крест Христов был брошен в цистерну за >> Голгофой. Причем тут завоевания? Что завоеватели будут копаться в >> мусорной куче? При обнаружении креста была найдена и табличка с >> евангельской надписью на трех языках (она до сих пор храниться в > Риме). >> Но, главное, огромное числе чудес подтвердили подлинность креста - это > и >> исцеление смертельно больного, и воскрешение мертвого и последующее > море >> чудес. Для христиан свидетельство Бога важнее человеческого (Флп.4). >> Помоги вам Бог. >> свящ. Даниил > Т.к. сама я еще человек новоначальный и плохо разбираюсь во многих > вопросах богословия, то у меня вопрос: "Если истина одна, то как же > получается, что в достаточно важных вещах - разное понимание?"