ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРЕХОВ ПО ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ Правильно ли веруешь в Бога и согласна ли твоя вера с учением Православной Церкви, изложенным в Символе Веры? Изучаешь ли Священное Писание (Слово Божие), которое сообщает истинное и совершеннейшее познание о Боге? Изучаешь ли творения святых отцов и учителей Церкви, что необходимо для правильного понимания Священного Писания и сохранения себя от извращенного, неправильного понимания? Не сомневался ли в святых догматах Православной веры? Имеешь ли постоянную память о Боге и страх Божий в сердце своем? Не колеблется ли вера твоя в Бога маловерием и сомнениями? Если да, то молишься ли Богу, чтобы Он укрепил твою веру? Не отчаивался ли в Божием милосердии? Полагаешься ли во всем на всемогущий Промысл Божий и не надеешься ли на людей больше, чем на Бога? Всегда ли, когда можно, посещаешь церковные богослужения? Не опускаешь ли их без важных причин? Не ленишься ли исполнять утреннее и вечернее молитвенное правило, молиться перед едой и благодарить после вкушения пищи, призываешь ли на помощь Святого Духа перед началом и по окончании каждого доброго дела? Насколько усердна и нерассеяна твоя молитва, стараешься ли постоянно иметь память Божию? Насколько внимательно и вдумчиво слушаешь проповеди пастырей? Читаешь ли постоянно Священное Писание, святоотеческую и духовно-нравственную литературу? Не читал ли из грешного любопытства книг безбожных и еретических, оккультных, мистических: о магии, астрологии, целительстве и экстрасенсорике? Не любишь ли тварь больше Творца? Не пристрастился ли к чему-либо земному до забвения Бога? Любишь ли Бога больше всего на свете, больше отца, матери, детей и даже собственной жизни? Благодаришь ли Бога за Его бесчисленные видимые и невидимые благодеяния по отношению к тебе? Всегда ли предаешь себя на волю Божию? Не был ли участником святотатства и не постыдился ли выступить в защиту Бога и христианских истин, когда это требовалось? Не впал ли ты в человекоугодие, то есть не льстил ли кому и не одобрял ли плохих дел? Не надеялся ли ты больше на помощь человеческую (на свои связи и знакомства), чем на Бога? Не был ли слишком самонадеян, то есть не слишком ли надеялся на свои собственные силы в деле спасения? Не занимался ли восточными единоборствами, чуждыми по духу Православию? Не увлекался ли учениями йоги, индуизма, буддизма, теософии, антропософии, медитацией, гипнозом и другими оккультными психотехниками? Не прибегал ли по легкомыслию или малодушию к гаданиям, астрологическим прогнозам, не увлекался ли верой в приметы, предзнаменования и несчастливые дни, проявляя этим неверие в величие Господне и промысл Божий о каждом человеке? Не прибегал ли к помощи магов, целителей, экстрасенсов, волшебников, теософов и других врагов Православной веры? Не ходил ли к бабкам для заговора болезней (пупковой грыжи, волоса и т.п.) или снятия «порчи»? Не носил ли к ним своих детей? Не увлекался ли еретическими учениями? Не сомневался ли в полноте Божественной истины у Православной Церкви? Не хвалил ли другую веру, что является хулой на веру Православную? Не посещал ли экуменические сборища и не молился ли с еретиками? Не ходил ли из праздного любопытства на собрания к сектантам, различным восточным гуру, последователям дианетики? Не был ли, когда раскольником или не одобрял ли раскольнических самочинных собраний вне единства с Православной Церковью? Не предавался ли когда отчаянию в своем спасении по случаю каких-либо тяжких грехов, тобой соделанных? Не страдаешь ли духом уныния? Не испытываешь ли ложного и вредного для спасения души страха вражеского? Не предаешься ли по слабости этому недолжному чувству?
|