Вторник, 8 декабря Непорочное Зачатие Пресвятой Девы Марии, торжество Быт 3,9-15.20; Пс 98(97); Еф 1,3-6.11-12; Лк 1,26-38
Истина о Непорочном Зачатии
Пресвятой Девы Марии является догматом веры. 8 декабря 1854 года он был
торжественно провозглашен Папой Пием IX: "Преблаженная Дева Мария была с
первого мгновения Своего зачатия, по исключительной благодати и
благоволению Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа,
Спасителя рода человеческого, предохранена ото всякой скверны
первородного греха".
Мария была сохранена с момента зачатия
от наследуемого людьми от Адама первородного греха. Хотя Она еще не
была Богоматерью, Господь, ввиду будущего Спасения, совершённого Её
Сыном, сохранил Марию от первородного греха и всех его последствий. Это
не лишило Её свободы выбора - Мария имела возможность согрешить, но не
сделала этого, в отличие от прародителей Адама и Евы, созданных
безгрешными, но согрешивших впоследствии.
Догматизация Непорочного Зачатия лишь
подтвердила ту веру, которая уже давно исповедовалась Церковью. История
догмата о Непорочном Зачатии очень древняя. С первых веков христианства
богословы указывали на особую роль Марии в истории спасения. Позднее св.
Бернард и св. Фома Аквинский ставили под вопрос веру в Непорочное
Зачатие, поскольку, по их мнению, она противоречит двум другим истинам
веры - всеобщности первородного греха и необходимости спасения для всех
людей. В XIII веке блаженный Иоанн Дунс Скотт в известной мере разрешил
это противоречие, придя к мнению, что Богоматерь осталась чиста от
скверны греха силой грядущего Искупления и победы Христа. В 1477 году
Папа Сикст IV установил в Риме праздник Зачатия Непорочной, которое со
времен Пия V (+ 1572 г.) стало отмечаться во всей Церкви. Во время
Своего явления в Лурде в 1858 г. Мария подтвердила св. Бернадетте Субиру
провозглашенный за четыре года до этого догмат, говоря: "Я - Непорочное
Зачатие".
Церковь на Востоке никогда не
догматизировала истину о Непорочном Зачатии, однако в Литургии Мария
всегда почиталась им как Пречистая Дева, "Честнейшая херувим и
славнейшая без сравнения серафим". Кондак на Рождество Богородицы
гласит: "Адам и Ева от тли смертныя освободистася, Пречистая, в святем
рождестве Твоем". В XV в. веру в Непорочное Зачатие исповедал сам
Геннадий II, первый Константинопольский Патриарх. В XVI-XVIII веках
учение о Непорочном Зачатии распространилось в южно-русской Церкви.
Архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, названный Дмитрием Ростовским
"столпом Православия", писал: "Ангелы дивятся зачатию Твоему, Чистая,
како Ты, от семени зачатая, греху быть непричастна". Иоанн Голятовский,
ректор и игумен Киевской коллегии, утверждал, что "Пречистая Дева без
греха первородного зачалася и уродила". Тех же взглядов придерживались
Стефан Яворский, Феодосии Черниговский, митрополит Киевский Иоасаф
Кроковский. Учение о Непорочном Зачатии Богородицы содержится в первом
издании "Четьих Миней" одного из самых почитаемых русских святых Дмитрия
Ростовского. В Восточной традиции существует иконописный канон
изображения зачатия Марии. Он восходит к Х веку и изображает родителей
Богородицы, Иоакима и Анну, которые встретились у Золотых ворот в
Иерусалиме. По восточной традиции в этот момент и произошло зачатие
Марии.
Однако, чтобы избежать часто
встречающегося непонимания, необходимо обратить внимание на то, что
Непорочное Зачатие - не то же самое, что девственное зачатие. Непорочное
Зачатие относится к приходу в мир самой Девы Марии, и говорит о том,
что Мария была сохранена от греха. Девственное же зачатие относится к
воплощению Христа - Он был зачат в лоне Марии от Духа Святого.
Согласно канону 1246 Кодекса
Канонического Права в торжество Непорочного Зачатия католики, не имеющие
серьезных препятствий, призваны участвовать в святой Мессе.
Боже, непорочным зачатием Девы
Марии Ты приготовил достойную обитель для Сына Твоего и заслугами смерти
Её Сына, которую Ты предвидел, уберёг Её от всякого порока. Просим
Тебя, ради Её заступничества сохрани и нас в чистоте, чтобы мы
удостоились прийти к Тебе. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего
Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во
веки веков. Аминь |