Спаситель определил нравственный долг человека кратко в двух заповедях
Закона: заповеди о любви к Богу - всем сердцем, всей душой, всей мыслью,
всем разумением, - и заповедь о любви к ближнему как к самому себе. Но
при этом Спаситель научил, что подлинное исполнение этих заповедей невозможно
без самоотречения в той или другой степени, жертвенности: оно требует
подвига.
Где же верующий найдет силы для подвига? Он получит их через общение
со Христом, через любовь ко Христу, побуждающую следовать за Ним. Это
следование в подвиге Христос назвал "игом Его." Возьмите иго
Мое на себя... иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть. Он назвал его
также крестом. Еще задолго до дня Своего распятия на кресте Господь учил:
Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй
за Мною (Матф. 16:24).
"Кто не берет креста своего и следует за Мной, тот не достоин Меня"
(Матф.10:38).
Православный путь христианина это - путь креста и подвига. Иными словами
говоря, это путь терпения, перенесения скорбей, преследований за имя Христово
и опасностью от врагов Христа, пренебрежения благами мира ради Христа,
борьбы со своими страстями и похотями.
Такой путь следования Христу прошли Его апостолы. "Я сораспялся
Христу," пишет ап. Павел. "Я не желаю хвалиться, только Крестом
Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира"
(Гал. 2:19; 6:14). Следуя путем Христовым, апостолы закончили свой подвиг
жизни мученической смертью.
К подвигу, в меру своих сил, призываются все верующие: Те, которые Христовы,
распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24). Нравственная жизнь
не обходится без внутренней борьбы, без воздержания. "Ибо многие,
- пишет апостол, - о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами
говорю, поступают как враги Креста Христова: их бог - чрево, и слава их
- в сраме, они мыслят о земном" (Филип. 3:18-19).
Вся история Церкви строилась на подвигах: сначала на страданиях мучеников
первохристианства, на жертвенных трудах столпов Церкви - святителей, а
потом на личных аскетических подвигах, на достижениях духа в борьбе с
плотью пустынников и других подвижников, - "земных ангелах и небесных
человеков" и "праведных," живших в миру и не осквернившихся
от мира. И так доныне украшается христианство исповедниками и мучениками
за веру во Христа. И св. Церковь поддерживает в верующих этот долг самоограничения
и духовного очищения наставлениями и примерами из Евангелия и всего Священного
Писания, примерами святых, предписаниями церковного устава, бдениями,
постами и призывами к покаянию.
Таков жребий не только отдельного христианина, но и самой Церкви в ее
совокупности: "Быть гонимыми за крест Христов," как это представлено
в видениях ап. Иоанна Богослова в Апокалипсисе. Церковь же многие периоды
своей истории переносит совершенно открытые скорби: преследования и мученическую
смерть лучших ее служителей, - что один современный священнослужитель
и церковный писатель назвал "жатвами Божиими," - а в другие
периоды, даже в периоды видимого благоденствия, переносит скорби от внутренних
врагов, от недостойного образа жизни членов ее, в частности, людей, назначенных
к служению ей.
Так определяется догмат о Кресте,
Крест есть путь христианина и Церкви.
Но при этом он есть и сила Церкви. Мысленными очами взирая "на Начальника
веры и Совершителя Иисуса," христианин черпает духовные силы в сознании,
что за крестной смертью Господа последовало воскресение, что Крестом "побежден
мир," что если с Господом умираем, то с Ним и царствовать будем и
в явлении Его славы возрадуемся и восторжествуем (1 Пет. 4:13).
Крест есть, наконец, знамя Церкви. От того дня, когда Спаситель нес на
Своих раменах крест на Голгофу и был распят на вещественном кресте, Крест
стал видимым знаком и знамением христианства, Церкви, каждого верующего
во Христа.
Не все, принадлежащие к "широкому христианству," имеют такое
понимание Евангелия. Некоторые большие христианские общества отвергают
Крест, как видимое знамя, считая, что он, как был так и остался орудием
поругания. Предостерегал от такого "соблазна о кресте" ап. Павел
(Гал. 5:11), чтобы "не упразднить Креста Христова," ибо "слово
о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия
есть" (1 Кор. 1:17-18). Он увещевал не стыдиться Креста как бы знамени
поругания: - "выйдем к Нему (Господу) за стан, нося Его поругание,
" наставлял он (Евр. 13:13-14). Ибо поругание на кресте привело к
воскресению во славе, и Крест явился орудием спасения и путем к славе.
Имея всегда перед собой образ Креста, совершая на себе знамение Креста,
христианин, во первых, приводит себе на память, что он призван следовать
стопам Христовым, перенося во имя Христово скорби и лишения за свою веру;
во вторых, он укрепляется силой Креста Христова на брань со злом в самом
себе и в мире; и в третьих, исповедует, что он ждет явления славы Христовой,
второго пришествия Господа, которое само будет предварено явлением на
небе знамения Сына Человеческого, согласно божественным словам Самого
Господа (Матф. 24:30): этим знамением, по единодушному разумению отцов
Церкви, будет величественное явление на небе Креста.
|