Тогда закончится "царство благодати" - бытие Церкви на земле,
Церкви воинствующей; Церковь небесная войдет в это царство славы и сольется
с ним. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит
всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать,
доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится
- смерть...Когда же все покорит Ему (Отцу), тогда и Сам Сын покорится
Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем (1 Кор. 15:24-28). Эти слова
о конце Царства Христова должно понимать, как исполнение посланничества
Сына, принятого Им от Отца и состоящего в приведении человечества к Богу
через Церковь. Тогда будет царствовать Сын в царстве славы вместе с Отцом
и Святым Духом, и царствию Его не будет конца. "Ибо, - как говорит
св. Кирилл Иерусалимский, - Тот, Который царствовал прежде, нежели низложил
врагов, не будет ли тем паче царствовать после того, как победит их?"
(огласительные слова).
Смерть не будет иметь силы в царстве славы. Последний же враг упразднится
смерть.... тогда сбудется слово написанное: "поглощена смерть победою"
(1 Кор. 15:26 и 54). "И времени не будет к тому."
Вечная блаженная жизнь образно представлена в Откровении 21 гл. И увидел
я новое небо и землю новую; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали,
и моря уже нет. В будущем царстве все будет одухотворенное, бессмертное
и святое.
Главное же то, что достигшие будущей блаженной жизни и ставшие "причастниками
Божеского естества" (2 Пет. 1:4), будут участниками той совершеннейшей
жизни, которой источник в одном Боге. В частности, будущие члены царствия
Божия сподобятся, подобно ангелам, зреть Бога (Матф. 5:8), будут созерцать
Его славу не как сквозь тусклое стекло, не гадательно, но лицом к лицу,
- и не только созерцать, но и сами участвовать в ней, сияя как солнце
в царствии Отца их (Матф. 13:43), будучи "сонаследниками Христовыми,"
восседая со Христом на престоле и разделяя с Ним Его царское величие (Откр.
3:21; 2 Тим. 2:11-12).
Как символически изображено в Откровении, "они не будут уже ни алкать
ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной, ибо Агнец, Который
посреди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и
отрет Бог всякую слезу с очей их" (Откр. 7:16). Как говорит прор.
Исаия: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце
человеку, что приготовил Бог любящим Его (Ис. 64:4; 1 Кор. 2:9). Блаженство
в Боге будет тем вожделеннее, что оно будет нескончаемо вечным: и пойдут
праведники в жизнь вечную.
Однако эти слова о Боге, по мысли св. Отцов Церкви, будут иметь свои
степени, соответственно нравственному достоинству каждого, о чем можно
заключить из слов Священного Писания: В доме Отца Моего обителей много
(Иоан. 14:2); каждый получит свою награду по своему труду (1 Кор. 3:8);
звезда от звезды разнится в славе (1 Кор. 15:41).
Св. Ефрем Сирин говорит: "Как лучами солнца чувственного наслаждается
всякий по мере чистоты зрительной силы и впечатления, и как от одного
светильника, освещающего дом, каждый луч имеет свое место, между тем как
свет не делится на много светильников, так в будущий век все праведные
водворятся нераздельно в единой радости, но каждый по свое мере, будет
озаряться единым мысленным солнцем и, по степени достоинства, почерпать
радость и веселее, как бы в одном воздухе и месте. И никто не увидит меры
высшего и низшего, чтобы, смотря на превосходящую благодать другого и
на свое лишение, не иметь в этом для себя причины к скорби и беспокойству.
Да не будет сего там, где нет ни печали ни воздыхания, но всякий по должной
ему благодати, в своей мере будет веселиться внутренне, а по внешности
у всех будет одно созерцание и одна радость" (о небесных обителях).
"Даруй же нам, Господи, - всем всегда - живую и неумолкающую память
Твоего будущего славного пришествия. Твоего последнего, страшного суда
над нами, Твоего праведнейшего и вечного воздаяния праведникам и грешникам,
- да при свете ее и Твоей благодатной помощи, целомудренно и праведно,
и благочестиво жили в нынешнем веке (Титу 2:12); и таким образом достигнем,
наконец, и вечно-блаженной жизни на небе, чтобы всем существом славословить
Тебя, со безначальным Твоим Отцом и пресвятым и благим и животворящим
Твоим Духом, во веки веков" (Макарий, митроп. Московский "Православное
догматическое богословие").
|