Как должны жить освященные о Христе и какие возсылать Богу благодарения чрез Христа, сказано в предыдущем. Но справедливо не оставить безпомощными и не освященных.
39. Итак, имеющий огласиться словом благочестия прежде крещения да будет наставлен в ведении о Нерожденном, в познании о Сыне Единородном, в убеждении о Святом Духе. Пусть изучит он порядок различного творения, пути промысла, суды различного законоположения. Пусть узнает, почему создан Mиp, и почему человек поставлен господином Mиpa. Пусть изучит природу свою, какова она. Пусть узнает, как Бог наказал злых водою и огнем, а святых во все времена прославил, - разумею Сифа, Еноса, Еноха, Ноя, Авраама и его потомков, Мелхиседека и Иова и Моисея, также Иисуса и Халева и Финееса священника и преподобных всех времен. Пусть узнает также, как промышляющий Бог не отвратился от рода человеческого, но в различные времена призывал его от заблуждения и суетности к познанию истины, приводя его от рабства и нечестия к свободе и благочестию, от неправедности к праведности, от смерти вечной к жизни вечной. Сие и согласное с сим пусть изучает во время оглашения приходящий.
Возлагающий же на него руку пусть молится Богу, Владыке всего, благодаря за творение, за ниспослание Сына Своего, Единородного Христа, чтобы спас человека, уничтожив беззакония, простил нечестия и грехи, очистил от всякой скверны плоти и духа, и чтобы освятил человека по благоволению благости Своей, открыл и дал разуметь волю Свою, просветил очи сердца его к познанию чудных дел Его и открыл ему суды правды, чтобы возненавидел он всякий путь неправды и ходил по пути истины, дабы сподобиться ему бани пакибытия, в усыновление о Христе, чтобы, соединившись со Христом подобием смерти Его, в надежде славного общения, умер он для греха и жил для Бога по уму, слову и деятельности, и включен был в книгу живых. После же благодарения сего пусть предлагает он ему учение о вочеловечении Господа и о Его страдании, воскресении из мертвых и вознесении.
40. Когда же приблизится время крестить оглашенного, пусть научат его тому, что касается отречения от диавола и сочетания со Христом. Ибо он должен прежде воздерживаться от противного, а к таинствам приступать тогда, когда наперед очистит сердце свое от всякого злообы-
чая, нечистоты и порока: тогда только он должен приступать к святыне. Как отличный земледелец сперва очищает пашню от наросших на ней терний, а потом сеет пшеницу, так и вы должны прежде устранить от них всякое нечестие, и тогда посевать в них благочестие и сподоблять их крещения. Так повелел нам и Господь наш, говоря: научите вся народы, и потом присовокупил: и крестите их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Итак, во время отречения крещаемый пусть говорит вслух:
41. Отрицаюся сатаны, и дел его, и гордыни его, и служения его, и ангел его и измышлений его и всех яже под ним.
А после отречения, во время сочетания, пусть говорит он: И сочетаваюся Христу, и верую и крещаюсь во Единаго Нерожден-наго, одного истиннаго Бога Вседержителя, Отца Христова, Творца и Создателя всех, из Негоже вся; и в Господа Иисуса Христа, Единороднаго Сына Его, Перворожденна всея твари, прежде век по благоволению Отца рожденнаго, Имже вся быша, яже на небесех и на земли, видимая же и невидимая, в последние дни сшедшаго с небес и плоть восприявшего, и от святыя Девы Марии рождшагося, и пожившаго праведне по законам Бога и Отца Своего, и распятаго при понтийстем Пилате, и умершего за ны, и воскресшаго из мертвых по еже страдати в третий день, и возшед-шаго на небеса и седящаго одесную Отца, и паки грядушаго в скончание века со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию несть конца; крещаюся и в Духа Святаго, сиречь Утешителя, действовавшего во всех иже от века святых, последи же посланнаго и апостолом от Отца по обетованию Спаса нашего и Господа Иисуса Христа, и по апостолех же всем верующим во святей и апостольстей Церкви; в плоти воскресение, в оставление грехов, в царство небесное и в жизнь будущаго века.
После этого обещания, по порядку, приходит он к помазанию елеем.
42. А благословляется елей первосвященником во оставление грехов и в предуготовление крещения. Ибо так призывает он нерожденного Бога, Отца Христова, Царя всякого чувственного и умного естества, чтобы освятил елей именем Господа Иисуса и дал благодать духовную и силу действенную, также прощение грехов и предуготовление исповедания крещения, чтобы помазуемый, разрешившись от всякого нечестия, сделался достойным освящения по заповеди Единородного.
43. Потом приходит он к воде. Священник благословляет и прославляет Владыку Бога Вседержителя, Отца Единородного Бога, благодаря, что послал Сына Своего вочеловечиться для нас, чтобы спасти нас; что потерпел, чтобы Он в вочеловечении был послушлив во всем, проповедал царство небесное, прощение грехов, воскресение мертвых. Сверх сего молится он Самому Единородному Богу после Него, и чрез Него благодарит Его, что подъял за всех смерть на кресте, во образ которой дал крещение пакибытия; прославляет также, что во имя Христа Бог, Господь всего, во Святом Духе не отринул рода человеческого, но в различные времена являл о нем различное промышление, как то: о самом Адаме в раю, сначала дав ему в жилище, для наслаждения, рай, потом про-мыслительно преподав заповедь; когда же он согрешил, то по правосудию изгнав его оттуда, а по благости не отринув его совершенно, но и потомков его преемственно наставив различным образом, ради его в конец века послал Сына Своего соделаться ради человеков человеком и воспринять все немощи человеческие, кроме греха.
Его и теперь пусть призывает священник при крещении, и говорит: Призри с небесе и освяти воду сию; даждь же благодать и силу, яко да крещающийся, по заповеди Христа Твоего, Ему сраспнется и соумрет,
и спогребется, и совостанет в усыновление еже о Нем, умрет убо греху,
живет же правде.
После сего, погрузив его во имя Отца и Сына и Святого Духа, пусть помазует его мvром и говорит при сем:
44. Господи Боже, иже нерожденный и владыки не имеяй, иже Господь всяческим, иже воню познания Евангелия во всех языцех благо-уханну даровавый. Ты и ныне даждь мvро сие действенно быти в креща-ющемся, яко да твердо и неколеблемо пребудет в нем благоухание Христа Твоего, и соумершу ему совоскреснути и сожити Ему.
Сие и согласное с сим пусть говорит, потому что такова сила возложения рук на каждого. Ибо если бы какое-либо таковое возглашение бывало от благочестивого священника не над каждым, то крещающийся только сходил бы в воду, как иудеи, и отлагал бы только нечистоту тела, а не нечистоту души.
После сего пусть молится он, стоя, молитвою, которой научил нас Господь. Необходимо же воскресшему молиться стоя потому, что вставший - прям. Так и он, как соумерший и совоскресший Христу, пусть стоит.
А молится он пусть на восток; ибо во 2-й книге Паралипоменон написано и то, что когда достроен был храм Господень царем Соломоном, во время освящения его священники и левиты и певцы с кимвалами и псалтырями стали к востоку, хваля, исповедуя и говоря: хвалите Господа, яко благ, яко в век милость Его [2 Пар. 5:12.13].
45. А молится он пусть, после первой молитвы, так:
Боже Вседержителю, Отче Христа Твоего, Единороднаго Сына Твоего. Даждь ми тело нескверное, сердце чистое, ум бодр, разум незаб-лудный, Духа Святаго нашествие, к стяжанию и довольству истины, Христом Твоим, Имже Тебе слава во Святем Дусе во веки. Аминь.
Вот что признали мы справедливым постановить об оглашенных.
46. О епископах же, рукоположенных нами при жизни нашей, сообщаем вам, что они суть следующие: Иеросалимский - Иаков, брат Господень; по смерти его вторый - Симеон, сын Клеопы; после сего третий
- Иуда Иаковлев; в Кесарии Палестинской сначала Закхей, бывший мытарь; после него Корнилий и - третий - Феофил; в Антиохии - Еводий, рукоположенный мною, Петром, и Игнатий, рукоположенный Павлом; в Александрии первый рукоположен Марком-евангелистом Анниан, а второй Авилий - Лукою, также евангелистом; в Церкви Римской первый Лин, сын Клавдия, рукоположенный Павлом; а по смерти Лина - вторый Климент, рукоположен мною, Петром; в Ефесе - Тимофей, рукоположенный Павлом, и Иоанн - мною, Иоанном; в Смирне первый Аристон, после него Стратей, сын Лоида, и третий Аристон; в Пергаме - Гаий; и в Филадельфии - Димитрий, рукоположенный мною (Иоанном); а Павлом - Лукий в Кенхрее и в Крите - Тит; а в Афинах - Дионисий; в Триполисе Финикийском - Марфон; в Лаодикии Фригийской - Архипп; в Колоссах
- Филимон; в Верее примакедонской - Онисим, сын Филимонов; в Церквах Галатийских - Крискент; в областях Асии - Акила и Никита; а в Церкви Егинской - Крисп.
Вот те, кому вверили мы о Господе области. Памятуя учения их, всегда сохраняйте слова наши, и да будет Господь с вами ныне и в нескончаемые времена, как Он Сам сказал нам, намереваясь вознестись к Богу и Отцу Своему. Се Аз с вами, говорит Он, во вся дни до скончания века [Мф. 28:20].
47. Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, поем Тя, благословим Тя, славословим Тя, кла-няемтися, чрез Великаго Архиерея, Тебе, Истинному Богу, Единому Нерожденному, Единому Неприступному, великия ради славы Твоея. Господи, Царю небесный, Боже Отче Вседержителю. Господи Боже, Отче Христа, Агнца непорочнаго, вземшаго грех мира. Приими моление наше, седяй на херувимех. Яко Ты един свят, Ты един Господь Иисус, Христос Бога всякия сотворенная твари, Царя нашего: Имже Тебе слава, честь и почитание.
48. Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне. Хвалим Тя, поем Тя, благословим Тя великия ради славы Твоея; Господи Царю, Отче Христа, Агнца непорочнаго, вземшаго грех Mиpa. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Богу и Отцу чрез Сына во Все-святем Дусе во веки веков. Аминь.
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Исраиля.
49. Благословен еси, Господи, питаяй мя от юности моея, даяй пишу всякой плоти: исполни радости и веселия сердца наша, да всегда всякое довольство имуще, преизобилуем во всякое дело благое, во Христе Иисусе, Господе нашем, Имже Тебе слава, честь и держава во веки. Аминь
Источник: http://www.biblicalstudies.ru/Lib/Apostol/Kliment9.html |