Opus Dei помогает найти Христа в работе, в семейной жизни и других повседневных занятиях.
Работа, тщательно исполненная, ведет к Богу
Оpus Dei распространяет весть о том, что для всех христиан
профессиональная работа и повседневный долг – это путь к святости.
”Главное для Оpus Dei то, что он никого не отрывает от его мирских
занятий. Напротив, он призывает людей исполнять свои общественные и
церковные обязанности с максимальным тщанием.” У Дела Божия мирской
(светский) по сути дух: Оpus Dei служит Церкви и обществу, призывая
христиан к святости и личному апостольству именно там, где протекает их
жизнь.
Вот главные особенности этого духа:
Богосыновство. Христианин – сын Божий в силу своего крещения.
Для понимания духа Оpus Dei эта великая истина христианства особенно
важна. ”Богосыновство, – по словам его основателя, – это фундамент, на
котором зиждется дух Оpus Dei”. Подготовка, которую осуществляет
Прелатура, рождает в людях живое чувство богосыновства и дает им силы
вести себя, как подобает детям Божиим. Она помогает довериться
Божественному провидению, почувствовать простоту в общении с Богом,
истинную любовь к миру, вселяет выдержку и оптимизм. Она помогает
обрести подлинное чувство собственного достоинства и братства между
людьми.
Повседневная жизнь. Кто понимает великое значение повседневной
жизни, тот сознает и непреходящую ценность малых дел, наполняющих бытие
обычного христианина. ” Великая святость – в ежеминутном исполнении малого
долга”, – учит основатель Оpus Dei. Примерами подобных мелочей могут
служить незначительные поступки, в которых проявляются уважение к
другим, желание служить ближнему, чуткость и тактичность, стремление к
порядку и пунктуальности. Такие скромные дела, будучи исполненными во
имя Божие, имеют огромное значение для христианской жизни. Для
большинства людей супружеская и семейная жизнь – одна из этих
повседневных реальностей, которая открывает путь к святости.
Освящать работу. Освящение повседневной работы – это стержень,
на котором держится духовная жизнь обычного христианина. Освящать свой
труд – значит, стремиться к совершенству в работе: по человеческим
меркам доводить начатое до совершенства, т.е. быть профессионально
компетентным, и уметь работать, стремясь к совершенству в христианском
смысле, т.е. из любви к воле Божией и ради служения ближнему.
Любовь к свободе. Члены Оpus Dei обладают такими же правами и
обязанностями, как и любые другие граждане. Идет ли речь о политике,
экономике, культуре и т.д., они действуют свободно и несут
ответственность за свои поступки. Решая жизненные вопросы, они не
прикрываются авторитетом Церкви или Opus Dei и не настаивают, что
только их решения совместимы с христианской верой. Такое поведение
требует уважения к чужому мнению и свободе.
Молитвенная и жертвенная жизнь. Дух Оpus Dei призывает к жизни,
полной молитвы и покаяния, поддерживающей в членах Прелатуры горячее
желание освящать обыденные занятия. Поэтому, у членов Оpus Dei есть
свои благочестивые правила: духовное размышление, ежедневное участие в
Божественной Литургии, частая исповедь, чтение и размышление над
Евангелием и т.п. Почитание Божьей Матери занимает важное место в жизни
членов Оpus Dei. Чтобы уподобиться Христу, они приносят жертвы, в
особенности такие, которые помогают в полной мере исполнить свой долг и
делают радостнее жизнь других – отказ от мелких удовлетворений, пост,
милостыня и т.п.
Любовь и апостольское служение. Члены Оpus Dei стремятся
свидетельствовать о своей христианской вере. Основатель пишет:
”Исполняя наши повседневные обязанности, трудясь рука об руку с нашими
товарищами, друзьями, родными, разделяя с ними наши интересы, мы можем
помочь им приблизиться ко Христу”. Христианин осуществляет свое
апостольское служение сначала на примере своей жизни, а только потом
прибегая к словам. Это стремление открыть Христа другим неотделимо от
желания содействовать решению социальных и материальных проблем тех,
кто живет вокруг нас.
Цельность жизни. Близость к Богу, освящение земных занятий и
апостольское рвение гармонично сочетаются в ”простой и твердой
цельности жизни”. Этими словами св. Хосемария Эскрива подытожил смысл
христианского бытия. ”Цельность жизни, – учит св. Хосемария Эскрива, –
необходимое условие, без которого нельзя освящаться в повседневности, в
работе, в семье и в обществе”. Христианину, трудящемуся в миру,
пристало избегать ”соблазна двойной жизни, распространенного и тогда, и
теперь: по одну сторону – жизнь внутренняя, связь с Богом, по другую,
совсем отдельно – профессиональная, социальная, семейная, где толпятся
и кишат мелкие земные дела. Нет, дети мои! Мы так жить не можем! Мы –
христиане, а не шизофреники. Жизнь – одна, ее мы и должны освятить,
наполнить Богом и плоть, и дух”.