Различные религии имеют неодинаковые, часто противоположные, взгляды на право, государственность, власть и нравственность. Например, православные убеждены, что любая государственная власть – от Бога, а иеговисты учат, что светская власть, якобы – от сатаны. Или оценим возможные последствия неумеренного пацифизма, свойственного многим протестантским и неовосточным культам. Если большинство граждан нашей страны станут такими сектантами, то есть, пацифистами, то ее развал неизбежен, потому что исчезнут все силовые структуры: армия, милиция и т.п.
Таким образом, правовое сознание, да и вся культура в значительной степени зависят от того, какие вероучения и как реально влияют на общество и его институты, на отдельные личности. А это означает, что на первое место выходит духовная безопасность личности, семьи, общества и государства.
Статья 14 Конституции нашего государства определяет, что «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Под термином «светское» понимается «не духовное», мирское, гражданское. Однако влияние религий на нашу жизнь, в том числе на правовое сознание, крайне велико. Существенно и то, что подавляющее большинство людей на нашей планете – верующие.
На самом деле религиозные объединения и входящие в них граждане вовсе не «отделены» в некие резервации, а осуществляют свою деятельность в соответствии с законом страны, на территории которой они находятся. Кроме того, каждый человек и его ближайшее окружение обязательно имеют какую-либо свою личную позицию (отнюдь не нейтральную) в отношении веры и религий.
Особенно важна проблема экстремизма и терроризма. Религиозные экстремисты отдают свои и чужие жизни для достижения целей своих лидеров. В современном мире кровавые религиозные конфликты весьма часты. Поэтому в средствах массовой информации и среди специалистов постоянно обсуждается тема религиозных и псевдорелигиозных деструктивных сект, которые все без исключения пытаются влиять на сознания граждан.
Несомненно, что государство в порядке справедливости и самосохранения должно отдавать предпочтение традиционным созидательным религиям, то есть таким, которые внесли и вносят заметный и устойчивый позитивный (созидательный) вклад в историю, традиции, культуру, язык и самосознание народа, государства, человечества. Созидательная традиционность – многофакторное явление, в котором продолжительность, а иногда, даже, и массовость деятельности религиозного объединения во времени не являются обусловливающими. Например, некоторые очевидно деструктивные демонические культы обнаруживают себя на территории России с древних эпох, довольно многочисленны и имеют тайную духовную преемственность.
Имеются явно традиционные религиозные российские объединения общегосударственного масштаба, а также лишь отдельных народностей нашей многонациональной страны. К ним совокупно принадлежит (как напрямую, так и этнокультурно) наибольшая часть граждан Российской Федерации. В то же время известны религиозные объединения, существующие на территории России сотни лет, и относительно многочисленные, однако не внесшие какой-либо заметный устойчивый вклад в историю, традиции, культуру, язык и самосознание российских народностей и государства.
Итак, для блага государства и подавляющего большинства наших сограждан необходимо приоритетное его сотрудничество именно с традиционными созидательными религиями (во многих регионах, прежде всего, с Русской Православной Церковью) по направлениям, определенным законодательством Российской Федерации, в том числе и в сфере национальной безопасности. Это соответствует широкой международной практике.
Еще в 1996 году Государственная Дума в своем обращении «К президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» предложила «считать религиозную безопасность российского общества важным приоритетом национальной безопасности наряду с военной, политической, экономической, экологической и социальной».
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации пишется о необходимости нейтрализации «религиозного экстремизма», о снижении «духовно-нравственного потенциала общества», об «экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии сопредельных государств на российскую территорию». В ней указано, что обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения… противодействие негативному влиянию религиозных иностранных организаций и миссионеров.
Военная доктрина Российской Федерации обращает внимание на религиозный экстремизм, на противоправную деятельность религиозных движений, организаций, структур, направленную на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране.
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации в разделе «в сфере духовной жизни» указывается на наиболее опасные угрозы информационной безопасности в этой сфере, в частности: на возможность нарушения общественной стабильности, нанесения вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также религиозных тоталитарных сект. В качестве основных направлений обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни указывается, в частности:
-выработка цивилизованных форм и способов общественного контроля над формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу:
-формирование правовых и организационных механизмов обеспечения конституционных прав и свобод граждан, повышение их правовой культуры в интересах противодействия сознательному или непреднамеренному нарушению этих конституционных прав и свобод в сфере духовной жизни.
Русская Православная Церковь является, наряду с другими созидательными социальными образованиями, одним из естественных охранителей духовной безопасности нашей страны, так как она выдвигает высочайшие требования к личной и общественной совести людей, а также создает самые необходимые условия для ее правильного развития и укрепления. Поэтому православным свойственны такие качества, как милосердие, жертвенность, патриотизм, уважение к власти, жизненная и гражданская активность, социальная терпимость к иноверцам, уважение к национальному самовыражению. Православие призывает любить ближнего. А для этой религии ближний – любой человек, независимо от веры, национальности, гражданства, возраста и иных факторов. Православной этике чуждо деление народов и национальностей на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской общности. Русская Православная Церковь осуществляет миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями, не поддерживает и осуждает межэтнические конфликты.
В делах благотворения, милосердия, сохранения и улучшения духовно-нравственного и материального состояния мира православие стремится к симфонии, (то есть, к созвучию) с государственной властью. Государство, согласно учению православия, - богоустановленный институт. Русская Православная Церковь стремится к укреплению общественной нравственности (включая любовь к отечеству как нравственный, религиозный и священный долг каждого гражданина) и духовной безопасности в государстве. Кроме того, Русская Православная Церковь заинтересована в соблюдении правопорядка. Она призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится духовно-нравственный смысл существования государства. Активное сотрудничество Русской Православной Церкви и государства, несомненно, должно осуществляться и в сфере духовной безопасности государства, общества, семьи и личности.
Государство и юридическое противодействие деструктивным культам
Поток псевдохристианских культов и западного неоиндуизма вызван особенностями вероучений протестантизма, появившимся из-за отклонений римо-католицизма от православной веры. Так называемое западное право основано на протестантизме. Социалистическое – на атеизме, то есть на религии богоборчества. Остальные известные правовые системы еще более откровенно религиозные. Это, прежде всего, исламское, иудейское, католическое, хинди, африканское и юго-восточное право.
Деструктивные культы благодаря крупным денежным средствам имеют квалифицированную правовую защиту и активно используют сутяжничество в борьбе с традиционными созидательными религиями России.
Большинству религиозных культов патриотизм неведом. Довольно много религиозных объединений, которые, исходя из своих вероучений, уверены, что государственную власть допустимо обманывать и использовать в своих целях. Этим деструктивные культы коренным образом отличаются, к примеру, от Православия.
Православная Церковь никогда не воспринимала себя как часть государственных институтов и противится подобным попыткам. Однако она не отгораживает себя от государственной и общественной жизни. В частности потому, что члены земной Православной Церкви являются одновременно и гражданами конкретных стран. Тем не менее, уважая закон, Православная Церковь принимает во внимание, как правовую реальность, так и принцип «свободы совести», ставя одной из своих важнейших задач все доступные виды социального благотворительного служения в любой общественно-политической ситуации.
Отношение государства к религиозным объединениям
Каждое государство имеет свое право, но часто в одной и той же стране действует несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и некоторые устойчивые негосударственные общности, например: каноническое (католическое) право, исламское (мусульманское) право, иудейское (еврейское) право, индусское (право Хинду) право, масонское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения.
Существенно, что в наше время реальное правовое и социальное положение религиозных культов часто определяется не конституцией, а политикой правительств соответствующих стран по отношению к религии. Важно также, что вся международная практика однозначно показывает, что любая ориентация на борьбу против традиционных созидательных религий неизбежно приводит к безудержному попущению деятельности деструктивных культов, к духовно-нравственной деградации, двойной морали и внутреннему разобщению.
Большинство специалистов по религиям считает, что государственная политика в религиозной области должна стоять на двух столпах. С одной стороны, обеспечивать свободу веры и вероисповедания. С другой, сохранять, укреплять и развивать духовно-нравственные возможности, единство, культурное достояние, созидательные национальные духовные традиции российского народа. Зачастую под борьбой за «свободу совести» скрываются интересы определенных культов, враждебных православию и иным традиционным созидательным религиям.
Особо следует обратить внимание на понятие «традиционные религии». Многие действующие в России религиозные объединения, причисляющие себя к христианским и находящиеся вне единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, а также иные экзотические культы лицемерно претендуют на традиционность, при двойственном отношении к ней. В связи с бесспорной традиционностью Русской Православной Церкви в нашей стране, они борются против юридического появления этого статуса в законодательстве.
Очевидно, что для блага государства и подавляющего большинства наших сограждан необходимо приоритетное его сотрудничество именно с традиционными созидательными религиозными организациями, по направлениям, определенным законодательством российской Федерации и наделение их соответствующим правовым статусом. Это, кстати, соответствует широкой международной практике.
Юридическое противодействие деструктивным культам
Анализ международных и российских правовых норм показывает, что в России имеется достаточно действенный юридический инструмент для противодействия деструктивным культам. Поэтому нынешний расцвет деструктивных культов объясняется некомпетентностью, или недальновидностью, или иными недостатками тех чиновников, которые отвечают за судьбу народов нашей страны.
Все международные и российские правовые нормы, имеющие отношение к проблеме «свободе совести», предусматривают, с одной стороны, неотъемлемые права личности на свободу совести, но, с другой стороны, жесткие ограничения прав и свобод деструктивных культов (о чем стараются умалчивать защитники сект). Патриотические и уважающие закон граждане России должны в религиозно-духовной сфере учитывать приводимые ниже правовые акты.
Резолюция Европейского парламента однозначно определила, что нелегальная деятельность сект в европейском союзе должна быть ограничена и пресечена и что свобода религий не оправдывает нарушений прав человека. Далее приводятся выдержки:
-основываясь на рекомендации №1178 (1992) Совета Европы о сектах и новых религиозных движениях, …
принимая во внимание, что деятельность таких групп, как секты, сектоподобные союзы, превратились в постоянно расширяющийся феномен, который в различных формах можно наблюдать по всему миру;
принимая во внимание, что многие существующие в Европейском союзе религиозные и прочие секты действуют легально и поэтому имеют право на то, чтобы их собственные организации и деятельность были защищены гарантиями свободы личности и вероисповедания, содержащимися в Европейской Конвенции по правам человека;
принимая во внимание, что, напротив, определенные секты, организационные структуры которых не ограничиваются отдельной страной и которые действуют во всем Европейском Союзе, постоянно нарушают права человека и совершают преступные деяния, как то: жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, торговля людьми, подстрекательство к насилию, распространение расистских воззрений, уклонение от уплаты налогов, незаконное перемещение капиталов, торговля оружием и наркотиками, нарушение трудового законодательства, незаконная врачебная деятельность;…
призывает позаботиться о том, чтобы суды и полицейские власти действенно использовали существующие на национальном уровне правовые акты и инструменты, для того чтобы противостоять нарушениям основных прав, ответственность за которые несут секты;
призывает правительства не предоставлять статус религиозной организации автоматически, а в случаях, когда речь идет о сектах, которые замешаны в незаконных или преступных деяниях, обдумать возможность лишения их статуса религиозного объединения, который гарантирует им налоговые льготы и определенную правовую защиту;
призывает усилить взаимный обмен информацией, для того, чтобы объединить сведения о феномене сектантства;
предлагает Совету разработать, предложить и возглавить проведение всех мероприятий, которые следуют из действенного применения предусмотренного разделом 6 договора о Европейском Сообществе инструментария, а также существующих правовых норм для того, чтобы ограничить и пресечь незаконную деятельность сект в Союзе: призывает Совет стимулировать сотрудничество между государствами – членами Союза и третьими странами с целью организации поисков пропавших людей и облегчения их возвращения в общество;
призывает Европейскую Комиссию и государства-члены быть бдительными, для того, чтобы предотвратить возможность получения сектами государственной помощи;
уполномочивает собственный комитет посвятить следующее совместное заседание проблеме сект; таким образом мог бы состояться обмен информацией об организациях, методах работы, отношении к сектам в отдельных государствах-членах, а также выявлены лучшие методы по ограничению нежелательной деятельности этих сект;…
Совет Европы 22 июня 1999 года заявил о необходимости создания в каждой стране-члене государственных организаций для помощи жертвам деструктивных сект и членам их семей. Это решение было принято на Ассамблее Совета Европы единогласно. Помимо этого, депутаты Совета Европы заявили о необходимости лучшей информированности народа о деятельности различных религиозных, эзотерических и спиритических групп. Эта информация должна защищать людей от непрошенного вторжения в их жизнь недобросовестного манипулирования ими, плохого обращения с ними, индоктринации и промывания мозгов.
До начала дебатов американский Конгресс направил письма сорока одному депутату с просьбой проголосовать против этого решения. (И это неудивительно, так как практически все западные секты имеют американское происхождение!)
«серьезная законодательная инициатива относительно сект нежелательна», - заявила Ассамблея во время дебатов, развернувшихся в ходе ее летней сессии.
Исходя из этого, Ассамблея призывает правительства государств-членов:
-поддерживать создание независимых государственных или региональных информационных центров о сектах;
-включать информацию об истории и философии важных школ мысли и традиционных религиях в общую школьную программу;
-поддерживать создание неправительственных организаций для защиты жертв сектанства.
Правовые акты Российской Федерации
Статья 13, пункт 5: «Разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
«Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».
«Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».
Статья 29, пункт 5: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».
Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности»
Ст.1.Основные понятия…
унижение национального достоинства;…
пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии;…
финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий…;
экстремистские материалы – направленные на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Ст.7.
Если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в установленном настоящим Федеральным законом порядке соответствующие общественное или религиозное объединение… подлежит ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.
В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, … деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению в … законном порядке.
Ст. 10.
Приостановление деятельности общественного или религиозного объединения.
В случае экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие должностное лицо или орган с момента их обращения в суд по основаниям, предусмотренным статьей 9 настоящего Федерального закона, с заявлением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо запрете его деятельности вправе своим решением приостановить деятельность общественного или религиозного объединения до рассмотрения судом указанного заявления…
На территории Российской Федерации запрещаются издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона. К таким материалам относятся:
Материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества, и содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;
Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»
Статья 14. Приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения.
Пункт 1. Могут быть ликвидированы:
по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям);
Пункт 2. Основаниями для ликвидации религиозной группы в судебном порядке являются:
принуждение к разрушению семьи;
посягательство на личность, права и свободы граждан;
нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
склонение к самоубийству или отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
принуждению членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.
Во II и III главах указывается на необходимость нейтрализации «религиозного экстремизма». Пишется о снижении «духовно-нравственного потенциала общества», об «экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии сопредельных государств на российскую территорию».
В IV главе указано, что обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает защиту культурного, духовно-нравственно наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения… противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 09 сентября 2000г. В главе II, параграфе 6, разделе «В сфере духовной жизни» указывается на наиболее опасные угрозы информационной безопасности в этой сфере, в частности: на возможность нарушения общественной стабильности, нанесения вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект.
В основных направлениях обеспечения информационной безопасности РФ в сфере духовной жизни указываются – выработка цивилизованных форм и способов общественного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу.
Уголовный кодекс РФ
Ст.105, часть 2, пункт л: «Убийство… по мотиву религиозной ненависти».
Ст.111, часть 2, пункт е: «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью…, по мотиву религиозной ненависти или вражды».
Ст.117, часть 2, пункт з: «Истязание… по мотиву религиозной ненависти или вражды».
Ст.239, часть1. «Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно и руководство таким объединением – наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда… либо лишением свободы на срок до трех лет».
Действия, направленные на унижение национального достоинства, и равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации.
Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации»
Ст.11. Пункт 1. Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну,… физического лица без его согласия.
|