Человеческое существование после потери рая имеет две формы: а) земная - телесная жизнь и б) загробная жизнь.
Земная жизнь заканчивается телесной смертью. Душа и после телесной смерти сохраняет свое бытие, но состояние ее за гробом, по слову Божию и по учению Отцов Церкви, бывает разное. До пришествия на землю Сына Божия и до Воскресения Его из мертвых - души умерших находились в состоянии отверженности, в удалении от Бога, в мрак, в ад, в преисподней (евр.: шеол, Быт. 37:35). Пребывание в аде было подобно духовной смерти, как это выражено в словах ветхозаветного псалма: "Во гробе кто будет славить Тебя?" (Пс. 6:6). В ад заключены были и души ветхозаветных праведников. Эти праведники жили на земле верой в грядущего Спасителя, как это разъясняет ап. Павел в 11 гл. послания к Евреям, и по смерти томились в ожидании искупления их и освобождения. Так продолжалось до воскресения Христова, до наступления Нового Завета: "Все эти свидетельствованные в вере не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства." (Евр. 11:39-40, по русск. переводу). Наше избавление было и их избавлением.
Христос, после Своей крестной смерти, сошел душою Своею и Своим Божеством в ад, в то время, как Его тело находилось в гробе, благовествовал пленникам ада спасение и извел оттуда всех ветхозаветных праведников в светлые обители Царя Небесного (Правосл. Исповедание, ч. 1). Об этом изведении праведников читаем в послании ап. Петра: "Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал." (1 Петр. 3:18-19) - "Ибо для того и мертвым было благовествуемо, - читаем там же далее, - чтобы они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом." (1 Петр. 4:6).- О том же говорит и ап. Павел, а именно: приведя стих псалма: "Восшел на высоту, пленил плен и дал дары человекам," апостол продолжает: Посему и сказано: "Восшел на высоту, пленил плен и дал дары человекам." Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все" (Ефес. 4:8-10).
Говоря словами св. Иоанна Златоуста, "ад пленен сошедшим в него Господом, упразднен, поруган, умерщвлен, низложен, связан" (слово на Пасху).
С разрушением затворов ада, то есть неизбежности ада, уничтожена и сила смерти. Во первых, смерть для праведных людей явилась лишь переходом от нижних в высшее, к лучшей жизни, к жизни в свете Царствия Божия; во вторых, сама смерть телесная стала только временным явлением, ибо нам открыт воскресеньем Христовым путь к всеобщему воскресенью. "Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших" (1 Кор. 15:20). Христово воскресение есть залог нашего воскресения: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его" (1 Кор. 15:22-23). Затем смерть будет окончательно уничтожена: "Последний же враг истребится - смерть" (1 Кор. 15:26).
О победе над адом и смертью особенно радостно возвещает нам тропарь св. Пасхи: "Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав."