Вечером 29 сентября наступает Рош
ха-Шана. Точный перевод названия этого праздника-вовсе не "новый год",
а "начало года"."Рош"в данном случае перекликается с однокоренными
"берешит" (в начале) и "ришон" (первый,исходный).Но и несколько
иносказательный перевод,связанный с другим значением слова
"рош"-голова, вполне подходит.Во главе всей нашей жизни лежат три
принципа: памяти,воздания,исправления.Согласно первому,все наши
поступки регистрируются в высших мирах,вплетаясь в общую ткань истории
человечества.Согласно второму,именно в день Рош ха-Шана весь этот
громадный свиток просматривается на Высшем суде,на основе чего
выносится приговор (точнее,его "первая редакция".Окончательный приговор
будет вынесен через десять дней,в Йом-Кипур)Однако это совсем не тот
случай,когда приговор обжалованию не подлежит.Ибо ,согласно третьему
принципу ,Творец желает вовсе не смерти человека,даже очень грешного,а
его исправления.На иврите это называется " тшува" ,то есть
возвращение-возвращение на путь истинный.Причём- и это очень
важно!-речь идёт не о загробном воздании,а о том,как человек будет жить
дальше.Жить!Именно о жизни говорят многие традиции празднования Рош
ха-Шана.Во время трапезы,посвящённой началу года,принято использовать
круглые халы. Почему?Круг символизирует полноту и завершённость,а также
круговорот лет.После благословения хлеб макают в мёд,а не в соль,как во
все другие праздники или в субботу.Это выражение надежды,что
наступающий год будет сладким.А когда кусочек хлеба съеден,берут
яблоко и тоже обмакивают его в мёд.Съев его,произносят
благословение:"Да будет желанием Твоим,Всевышний,чтобы новый год был
для нас добрым и сладким"
Иными словами ,мы анализируем свою
жизнь в уходящем году,отнюдь не подводя ей окончательный итог,а
собираясь жить дальше.Традиция считает,что Всевышний может простить
грехи перед небом,а для прощения прегрешений перед людьми необходимо
испросить прощения у обиженных тобою здесь, на земле.Без этого никакие
мольбы и апелляции к высшей инстанции не помогут.
Люди,от еврейской традиции
далёкие,иногда иронизируют:мол,что же это у вас получается,греши целый
год,а потом раскайся-и можешь грешить снова,до следующего Рош
ха-Шана?Нет."Тшува" предполагает искреннее желание жить по-другому,жить
лучше и чище.Конечно,как сказано в 19-м псалме Давида:"Никто не
умудрится избежать ошибок..."Человек создан несовершенным,чтобы иметь
свободу выбора.Несовершенство предполагает ошибки по незнанию,неумению
предвидеть все последствия своих поступков.Более того,несовершенство
человеческой природы приводит к тому,что человек по слабости своей
иногда готов и на сознательные нарушения.Но "тшува" по принципу "один
пишем,два на ум пошло" не проходит,она должна быть искренней,а не с
тайной мыслью о том,что грехи всё равно простятся.
Законы Рош ха-Шана
свидетельствуют,что прощение даётся нам не в загробной жизни,а в
этой,земной,поэтому человек волен влиять на свою судьбу.Там,за
гробом,уже ничего не решается,судьбу свою нужно выстраивать здесь,и
только здесь.
Что же получается?Правы
атеисты,говорящие,что никакого другого мира нет,что дальше пустота и
чернота?Но к чему тогда все эти рассуждения о правильном и неправильном
поведении?Ведь если за гробом нет ничего,то остаётся только пойти и
удавиться!..В еврейской картине мира подобной безысходности
нет.Напротив ,есть твердое, почерпнутое из Торы представление о
том,что существуют "олам ха-ба"-"будущий мир",в котором будут царить
совершенно иные законы, в том числе и физические.Ни Тора,письменная и
устная,ни трактаты еврейских мудрецов описывать его даже не
пытаются.Ибо не может разум ,существующий в координатах пространства и
времени,постичь суть мира,где таких координат нет.Но нам дано твёрдое
обещание "тхият ха-метим"-"воскрешения мёртвых".
Хорошо,скажет скептик,а почему
,собственно,я должен в это верить?Только ради психологического
спокойствия?Ну,вообще-то жить в ладу со своей душой-вещь
немаловажная.Вот уже несколько тысяч лет евреи стараются жить именно
так,и грядущее начало года ёщё раз напоминает нам об