"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам: ибо сами не входите, и хотящих войти не допускаете". Врата Царства Небесного всегда есть на земле. Но на страже их всегда стоят люди, а точнее, собственно люди и составляют эти врата. Так что желающий чтить Бога непременно должен войти в семью богочтителей. Так было и в Ветхом Завете. В книге "Руфь" овдовевшая иноплеменница говорит своей свекрови: "твой народ будет моим народом, и твой Бог моим Богом" (Руфь 1, 16). Тем более в христианстве: обратить ко Христу всегда значило - ввести в круг своей любви, своей заботы. "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее" (Деян. 4, 32). Принимая человека, община берет и ответственность за него. И если истинный хранитель врат Царствия Небесного видит для кого-то опасность отпадения, он пишет об этом "от великой скорби и стесненного сердца". А если ему приходится на время отлучить кого-то за смертный грех, то он страдает вместе с грешником, и при первой возможности советует "простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерной печалью". Истинный хранитель врат Царствия Небесного, опираясь на Бога, одновременно опирается и на всех членов Церкви: "Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но ... и всех вас ... А кого вы в чем-то прощаете, того и я: ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова". И он все делает, чтобы не утратить ни единого члена из народа Божия, "чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам небезызвестны его умыслы". Ну а те, которые "лицемерно долго" молятся, и в то же время поедают домы братьев, - навлекают на себя "тем большее осуждение". Отношение к Богу и отношения внутри Божьего народа настолько неразрывны, что нарушивший второе неизбежно нарушит и первое. Поедающие домы детей Божиих непременно придут к уничижению и Самого Бога, и будут говорить: "если кто поклянется храмом, то ничего (то есть, можно и не выполнять клятву); а если поклянется золотом храма, то повинен (если не выполнит клятву)". Или: "если кто поклянется жертвенником, то ничего; если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен". Но что же больше: "золото или храм, освящающий золото"? "дар или жертвенник, освящающий дар"? - А у них получается, что приносимое ими - больше Самого Бога! Поистине - "безумные и слепые". Людям, имеющим такое извращенное понятие о Боге, но дерзающим учить других, Господь говорит: "Горе вам... лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас". Господь не хочет, чтобы люди погибали вместе с лицемерами. И Он только тогда дает удачу в подвиге миссионерства, только тогда дает "торжествовать во Христе, и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте", - когда в нашем церковном доме порядок, правая вера, мир и любовь.