О первой заповеди.
Словами Я — Господь Бог твой — Бог как бы указывает на Себя Самого человеку и, следовательно, повелевает познавать Господа Бога.
Из повеления познавать Бога можно вывести особые обязанности:
учиться богопознанию как важнейшему из всех знаний; прилежно слушать
поучения о Боге и о делах Его в Церкви и благочестивые разговоры об
этом дома; читать или слушать книги, научающие богопознанию, во-первых,
св. Писание, во-вторых, писания св. отцов.
Словами не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня,
предписывается обращаться и стремиться к единому истинному Богу, или,
что то же, благоговейно почитать Его.
К внутреннему богопочитанию относятся следующие обязанности: верить
в Бога; ходить перед Богом, т.е. помнить о Боге и всегда поступать
осмотрительно, потому что Он видит не только дела, но и сокровеннейшие
наши мысли; бояться Бога, или благоговеть перед Ним, т.е. считать гнев
Отца небесного величайшим для себя несчастьем, и потому стараться не
прогневлять Его; надеяться на Бога; любить Бога; повиноваться Богу,
т.е. непрестанно быть готовым делать то, что Он повелевает, и не
роптать, когда Он делает с нами не то, чего бы мы желали; поклоняться
Богу как существу высочайшему; прославлять Бога как всесовершенного;
благодарить Бога как Творца, промыслителя и Спасителя; призывать Бога
как всеблагого и всемогущего помощника во всяком добром начинании.
К внешнему богопочитанию относятся следующие обязанности:
исповедовать Бога, т.е. признавать, что Он — наш Бог, и не отрекаться
от Него, даже если за Его исповедание предстояло бы пострадать и
умереть; участвовать в общественном богослужении, установленном от Бога
и учреждённом Православной Церковью.
Грехи против первой заповеди следующие: 1. Безбожие, когда люди,
справедливо называемые псалмопевцем безумными, желая избавиться от
страха суда Божия, говорят в сердце своем: нет Бога (Пс 13:1). 2.
Многобожие, когда вместо единого истинного Бога признают многие мнимые
божества. 3. Неверие, когда, признавая, что Бог есть, не верят Его
провидению и откровению. 4. Ересь, когда люди к учению веры примешивают
мнения, противоречащие Божественной истине. 5. Раскол, т.е. своевольное
уклонение от единства богопочитания и от Православной Кафолической
Церкви Божией. 6. Богоотступление, когда отрекаются от истинной веры от
страха или для выгоды. 7. Отчаяние, когда совсем не надеются получить
от Бога благодать и спасение. 8. Волшебство, когда, оставляя веру в
силу Божию, верят тайным и большей частью злым силам тварей, и особенно
злых духов, и стараются ими действовать. 9. Суеверие, когда верят, что
какая-нибудь обычная вещь имеет Божественную силу, и на неё вместо Бога
надеются или её боятся (так, например, верят старой книге и думают, что
только по ней, а не по новой, можно спастись, хотя новая содержит то же
учение и то же богослужение). 10. Лень по отношению к учению
благочестия, молитве и общественному богослужению. 11. Любовь к
чему-либо больше, чем к Богу. 12. Человекоугодие, когда угождают людям
в ущерб угождению Богу. 13. Человеконадеяние, когда кто-либо надеется
на способность и силы свои или других людей, а не на милость и помощь
Божию.
Человекоугодие и человеконадеяние противоречат первой заповеди,
потому что человек, которому мы угождаем или на которого надеемся и
забываем Бога, некоторым образом есть для нас иной бог, вместо Бога
истинного.
В св. Писании так говорится о человекоугодии: Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал 1.10).
Св. Писание говорит о человеконадеянии: Так говорит Господь:
проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею
опорою, и которого сердце удаляется от Господа (Иер 17.5).
Чтобы исполнить свои обязанности перед Богом, нужно отречься от
самого себя. Кто хочет идти за Мною, — говорит Господь Иисус Христос,—
отвергнись себя (Мк 8.34).
По объяснению св. Василия Великого: От себя отречётся тот, кто в
себе победит истлевающего в обольстительных похотях ветхого человека и
преодолеет все мирские пристрастия, препятствующие благочестию. Полное
же отречение от себя состоит в том, чтобы и к самой жизни быть
беспристрастным и думать, на себя не надеясь, о смерти (Пространные
нравственные ответы, 8).
Отрёкшийся от себя и лишённый многих естественных удовольствий
человек может иметь благодатное Божественное утешение, которое не в
силах нарушить даже страдания. По мере, как умножаются в нас страдания
Христовы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор 1:5).
Заповеди, предписывающей благоговейно почитать единого Бога,
соответствует также правильное почитание Ангелов и святых, поскольку мы
почитаем благодать Божию, в них обитающую и действующую, и через них
просим помощи у Бога.
Источник: http://www.sedmitza.ru/text/432178.html |