Несомненность истины воскресения и важность веры в воскресение ап. Павел
выразил в таких словах: "если нет воскресения мертвых, то и Христос
не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна
и вера ваша. Притом же мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, что Он
воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не
воскресают.... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших....
Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор. 15:13-15,
20-22).
Воскресение мертвых будет всеобщее и одновременное, как праведников,
так и грешников. Изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие
зло в воскресение осуждения (Иоан. 5:29). Будет воскресение мертвых праведных
и неправедных (Деян. 24:15, слова ап. Павла перед правителем Феликсом).
Если тот же апостол в другом месте - 1 Кор. 15 гл., 1 Сол. 4 гл., - говоря
о воскресении умерших во Христе, не упоминает о воскресении грешников,
то очевидно потому, что его прямая цель была укрепить в христианах веру
в их будущее воскресение во Христе. Несомненно также, что образ воскресения
праведников будет иной, чем грешников. Тогда праведники воссияют как солнце
в Царстве Отца их - это сказал Господь только о праведных (Матф. 13:43).
"Одни уподобятся свету, другие тьме" - рассуждает об этом св.
Ефрем Сирин ("О страхе Божием и последнем суде").
Из слова Божия должно заключить, что воскресшие тела будут в своей сущности
те же, какие принадлежали душам в земной жизни: Ибо тленному сему надлежит
облечься в нетление, и смертному сему - облечься в бессмертие (1 Кор.
15:53); но они будут при этом преображенными и - прежде всего - тела праведников
будут нетленными и бессмертными, как видно из тех же слов апостола. Они
будут совершенно свободны от изнеможения и от немощей нынешней жизни.
Они будут духовными, небесными, не имеющими земных телесных потребностей,
жизнь по воскресении будет подобна жизни бесплотных духов-ангелов, по
слову Господа (Лук. 20:3). Что касается грешников, то и их тела восстанут
в новом виде, но получив нетление и духовность, они в то же время будут
отражать на себе их душевное состояние.
С целью облегчить веру в будущее преображение тел, апостол дает сравнение
будущего воскресения с посевом, как символом воскресения, даваемым природой:
"Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут?
Безрассудный! То, что ты сеешь - не тело будущее, а голое зерно, которое
случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет,
и каждому семени свое тело (1 Кор. 15:35-38). С этой же целью отцы Церкви
указывали на то, что в мире вообще ничто не уничтожается и не исчезает;
что Бог силен восстановить то, что Он сам созидает; обращаясь к природе,
они находили в ней подобия воскресения, каковы: прозябание растений из
семени, брошенного в землю и разложившегося, ежегодное обновление природы
весной, обновление дня, пробуждение от сна, первоначальное образование
человека из персти земной и другие явления.
Всеобщее воскресение и дальнейшие после него события составляют явления,
которых мы не в состоянии ни вполне представить нашим воображением, так
как они никогда не переживались нами, в их подлинном будущем виде, ни
вполне понять их своей рассудочной мыслью, как равно разрешить те многочисленные
вопросы, какие при этом встают перед пытливым умом. Поэтому, как сами
эти вопросы, так и те личные соображения, какие в ответ на них высказывались
- нередко по разному - в писаниях Отцов и учителей Церкви, не входят непосредственно
в предмет догматического богословия, долг коего начертать истины веры
точные, основанные на Священном Писании.
|