Благородную миссию по возрождению духовности нации потеснили ведомственные интересы.
В Правительстве РФ подготовлен проект закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
...Если исходить из логики авторов законопроекта, то любое имущество может быть выведено из числа музейных ценностей. Например, Зимний дворец, как и Новодевичий монастырь, тоже строился не для музея. И «Сикстинская мадонна» писалась не для Дрезденской галереи. И вэджвудский фарфор делался не для музея. Все созданное человеком имеет какое-то первоначальное предназначение. Однако любое общество в процессе развития осознает некоторые объекты как культурные ценности, подлежащие изъятию из повседневного обихода с целью сохранения и передачи из поколения в поколение - для этого обществом создан специальный институт, именуемый музеем. Чем шире круг объектов, осознанных как ценности, тем выше культура общества. А потому музей является точным индикатором состояния культурного здоровья. Если пошел процесс «демузеефикации» наследия - возврата памятников для дальнейшего использования по первоначальному назначению (сервизов XVIII века - в ресторан, икон XII века - в действующую церковь и т. п.), это признаки тяжелой болезни.
...быстро выяснилось, что Русская православная церковь (РПЦ) как часть постсоветского общества больна теми же недугами, что и общество в целом. Благородную миссию по возрождению духовности нации потеснили ведомственные интересы. Оказалось, что восстанавливать полуразрушенные храмы - дело дорогостоящее и хлопотное, гораздо выгоднее брать отреставрированное: началось выселение музеев, размещавшихся в церковных зданиях и бывших монастырях.
В той или иной мере пострадали все музеи, расположенные в старых русских городах. Настоящему разгрому подверглись музеи Александровской Слободы, Звенигорода, Костромы, Рязани, Сергиева Посада, Суздаля, Тобольска… Попытки музейных работников спасти вверенное им национальное достояние подавляются «огнем на поражение». Освобождены от занимаемых должностей директор Рязанского музея-заповедника Л.Д. Максимова, директор Соловецкого музея-заповедника М.В. Лопаткин, директор Государственного исторического музея А.И. Шкурко. Иногда это делается под благовидными предлогами, иногда вполне откровенно. Так, про Л.Д. Максимову было официально заявлено, что она уволена за то, что «не искала компромисса с церковными иерархами».
Тем временем перечень невозвратных потерь отечественной культуры растет. Еще не закончился процесс выселения Костромского музея-заповедника из стен Ипатьевского монастыря, как по недосмотру новых хозяев сгорела деревянная церковь XVIII века «на Новом дворе». Та же участь постигла переданную РПЦ уникальную деревянную церковь в Новом Иерусалиме. Иногда разрушения менее очевидны, но столь же необратимы. В действующих церквах коптят свечи, изготовленные из химических суррогатов. Верующие заходят с улицы в мокрых плащах, отчего во время богослужений резко подскакивает влажность. Для удаления пыли и копоти иконы периодически протираются мокрыми тряпками. Такой бездумной эксплуатацией загублены иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, рублевские фрески во владимирском Успенском соборе и звенигородском Успенском соборе «на Городке».
Очередной жертвой «использования по первоначальному назначению» стала ценнейшая икона XII века «Богоматерь Боголюбская» (всего сохранилось чуть больше десятка домон-гольских икон). В 1992 году она была передана Владимиро-Суздальским музеем-заповедником Княгинину монастырю во Владимире. Икона была помещена в специальную капсулу-киот с автономным климатом. В конце 2009 года выяснилось, что обеспечивающее микроклимат оборудование частично отключено, а частично продано монахинями. В результате чего с шедевром древнерусской живописи произошли необратимые изменения, с которыми ничего не могут поделать самые квалифицированные реставраторы. Икона разрушена плесенью.
«Главный ресурс церкви, разумеется, земля, доставшаяся РПЦ бесплатно.
Икона это не картинка и не произведение живописи. Она живет своей отдельной жизнью и эти изменения скорее всего не связаны с физическими воздействиями. В храмах не зажигают "химических" свечей перед иконами, практически все свечи в монастырях делают из воска. Несколько раз на моих глазах было чудо проявления практически "разрушенной" иконы по молитвам к первообразу. Тоже самое с фресками...В храмах Старой Руссы, после возобновления богослужений, через побелку и краску проявились лики святых. Кстати... мокрыми тряпками иконы не протирают.
Не согласна, если ей несколько столетий, то имеет раритет, а следовательно обладает большой ценностью, особенно иконы знаменитых художников, еще и потому, что мастеров уже давно нет, и сотворить они уже не в состоянии, со временем, работы не только большую ценность приобретают, но и хрупкость, и более тчательный за ними уход, профессионалов, а не старушек свечниц.. Это произведение искусства, и являются, народным достояниям, как часть нашей истории, и должны находится под защитой и охраной государства. Ни одна церковь, не гарантирует, что икона останется под ей сводами в целости и сохранности. Какие бы свечи натуральные не были, но факт копоти налицо. По центральным каналам показывали, во что превращаются шедевры зодчества, после возвращения из "законным владельцам" ! Если в церкви нуждаются в иконах, так я вообще проблемы ни какой не вижу, в их пополнении. Существуют, и ныне действуют школы (мастерские) в которых обучают иконописи по всем правилам и канонам. Пусть им церкви делают заказы на производства икон. Тем более, что этими иконами, и без того все церковные лавки просто забиты! А верующим не все ли равно на какую икону молиться, на ту что в 18 веке или год назад изготовили?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]