Когда же, далее, общее убеждение в святости усопшего подтверждается особыми
свидетельствами, каковы: мученичество, исповедничество, самоотверженное
служение Церкви, дар исцелений и, в особенности, когда Господь подтверждает
святость усопшего чудесами после его смерти при молитвенном поминании,
- тогда Церковь прославляет его особым образом. Как может Церковь не прославлять
тех, кого Сам Господь называет Своими "друзьями": "Вы друзья
Мои" (Иоан. 15:14-15); - кого принял в небесные обители, во исполнение
слов: "чтобы и вы были, где Я" (Иоан. 14:3). Тогда прекращаются
молитвы о прощении грехов усопшему и о его упокоении, они уступают свое
место другим формам духовного общения с ним, а именно: а) восхвалению
его подвигов во Христе так как "Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом,
но на подсвечнике, и светит всем в доме" (Мф. 5:15); б) просьбам
к нему, чтобы он молился о нас, о прощении нам грехов, о нашем нравственном
преуспевании, и помогал нам в наших духовных нуждах и в наших горестях.
Сказано: "Блаженны мертвые, умирающие о Господе" (Откр. 14:13);
- и мы их ублажаем.
Сказано: "И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им" (Иоан. 17:22);
по заповеди Спасителя им отдаем.
Также сказал Спаситель: "Кто принимает пророка, во имя пророка,
получит награду пророка, и кто принимает праведника во имя праведника,
получит награду праведника" (Мф. 10:41); - "Ибо, кто будет исполнять
волю Отца Моего Небесного, тот мне брат и сестра, и матерь" (Мф.
12:50). Поэтому и нам надлежит принимать праведника, как праведника. Если
он брат для Господа, то должен быть таковым и для нас; святые есть наши
духовные братья, сестры, матери, отцы, и наша любовь к ним выражается
в молитвенном общении с ними.
Апостол Иоанн писал христианам: "О том, что мы видели и слышали,
возвещаем вам, что бы и вы имели общение с нами; а наше общение - с Отцом
и Сыном Его Иисусом Христом" (1 Иоан. 1:3): - и в Церкви не прерывается
это общение с апостолами; оно переходит с ними в другую область их бытия,
небесную.
Близость святых к престолу Агнца и возношение ими молитв о Церкви на
земле изображены в Откровении св. Иоанна Богослова: "И я видел, и
слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число
их было тьмы и тысячи тысяч," которые восхваляли Господа (Откр.5:11).
Молитвенное общение со святыми есть осуществление на деле связи христиан
на земле с Церковью небесною, о которой говорит апостол: "Но вы приступили
к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к
Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства" (Евр.
12:22-23).
Священное Писание представляет многочисленные примеры того, что праведники,
еще живя на земле, могут видеть и слышать и знать многое, что недоступно
обычному восприятию: тем более эти дары им присущи, когда они совлеклись
плоти и находятся на небе. Апостол Петр прозрел в сердце Анании, по книге
Деяний (5:3); Елисею открылся незаконный поступок слуги Гиезия (4 Царств
4 гл.) и, что еще удивительнее, ему открылись все тайные намерения двора
Сирийского, которые он затем сообщил царю вавилонскому (4 Царств 6:12).
Святые, находясь на земле, проникали духом в мир горний, и одни видели
сонмы ангелов, другие удостаивались созерцать образ Бога (Исаия, Иезекииль),
иные были восхищаемы до третьего неба и слышали там таинственные неизреченные
глаголы, как например, апостол Павел. Тем более, находясь на небе, они
способны знать происходящее на земле и слышать обращающихся к ним, так
как святые на небе "равны ангелам" (Лк. 10:36). - Из притчи
Господней о богатом и Лазаре узнаем, что Авраам, находясь на небе, мог
слышать вопль богача, страждущего во аде, несмотря на "великую пропасть,"
разделяющую их. Слова Авраама: "братья твои имеют Моисея и пророков,
пусть слушают их," - ясно показывают, что Авраам знает жизнь еврейского
народа, происходившую после его кончины, знает о Моисее и его законе,
о пророках и их писаниях. Духовное зрение душ праведников на небе, несомненно,
больше, чем было на земле. Апостол пишет: "Теперь мы видим, как бы
сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю
я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Кор. 13:12).
Святая Церковь, всегда содержала учение о призывании святых, с полной
уверенностью в их предстательстве за нас перед Богом на небе. Это видим
из древних литургий. В литургии апостола Иакова говорится: "особенно
же творим память о Святой и Славной Приснодеве, блаженной Богородице.
Помяни Ее, Господи Боже, и по Ее чистым и святым молитвам пощади и помилуй
нас." Св. Кирилл Иерусалимский, изъясняя литургию Иерусалимской церкви,
замечает: "потом поминаем (принося бескровную Жертву) и прежде почивших,
во первых патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами
и предстательством принял Бог моление наше."
Многочисленны свидетельства отцов и учителей Церкви, особенно начиная
с 4-го века, о почитании Церковью святых. Но уже от начала 2-го века имеются
прямые свидетельства древнехристианской письменности о вере в молитвы
святых на небе о их братьях земных. Свидетели мученической кончины св.
Игнатия Богоносца (начало 2-го века) говорят: "возвратившись домой
со слезами, мы имели всенощное бдение...., потом, немного уснувши, некоторые
из нас увидели молящегося за нас блаженного Игнатия." Подобные записи
с упоминанием о молитвах и ходатайстве за нас мучеников имеются и в других
сказаниях эпохи гонений на христиан.
|