Среди разных дарований человеку, отличающих его от других тварей, есть
дар художества или изображений в линиях и красках. Дар этот благородный,
высокий, и он достоин того, чтобы им прославлять Бога. Всеми доступными
для нас чистыми и высокими способами надлежит славить Бога, по призыву
псалмопевца: Благослови душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое
Его (пс. 102:1). Вся внутренняя - все способности души. И действительно,
способность художества есть дар от Бога. Некогда при Моисее "Господь
назначил Веселиила, сына Урии, сына ора, из колена Иудина, и исполнил
его духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством,
составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, и резать
камни для вставления, и резать дерево и делать всякую художественную работу.
И способность учить других вложил в сердце его... Он исполнил сердце их
мудростью, чтобы делать всякую работу резчика и искусного ткача и вышивателя."
(Исх. 35:30-35). Вещественные предметы, сделанные искусной работой художника
для скинии Моисеевой, как впоследствии и для Соломонова храма, все были
священны. Но при том, тогда как одни служили более священными украшениями,
другие были особо почитаемы и представляли собой исключительные места
славы Божией. Таковым был "ковчег завета," само прикосновение
к которому без особого благословения могло повлечь смерть (2 Цар. 6:7;
случай с Озой во время перенесения ковчега при Давиде, когда Оза был поражен
смертью за то, что взялся рукой за ковчег). Таковыми были над ковчегом
в скинии "херувимы славы," посреди которых благоволил Сам Бог
открываться и давать Свои повеления Моисею. "Там Я буду открываться
тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над
ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать через тебя сынам
Израилевым" (Исх. 25:18-22): это был "видимый образ невидимого
Бога" (митр. Макарий "Прав. Догм. Бог.").
Среди многочисленных изображений на стенах и завесах ветхозаветного храма
не было изображений усопших праведников, как они есть в Церкви христианской.
Не было их там потому, что праведники сами ожидали еще своего избавления,
изведения их из ада, которое совершено нисшествием во ад и воскресением
Христовым. Они, по апостолу, "не без нас достигли совершенства"
(Евр. 11:40), они прославлены, как святые, в Новом Завете.
Если же в Священном Писании даны строгие запрещения против сооружения
кумиров-идолов и почитания их, то это запрещение никак нельзя переносить
на христианские иконы. Идолы являются изображениями ложных богов, и поклонение
им было поклонением бесам или же несуществующим, воображаемым существам
и являлось по существу поклонением самим бездушным предметам, как дереву,
золоту или камню. Но Священное Писание строго научает нас "отличать
священное от не священного и чистое от нечистого" (Лев. 10:10). Кто
не умеет отличить священные изображения от идолов, кто хулит и оскверняет
иконы, те святотатствуют и подвергаются осуждению Священного Писания,
говорящего: "как же ты...гнушаясь идолов, святотатствуешь?"
(Рим. 2:22).
Открытия церковной археологии показывают, что в древнехристианской Церкви
существовали священные изображения в катакомбах и в других местах молитвенных
собраний, а впоследствии в христианских храмах. Если в некоторых случаях
христианские писатели высказываются против статуй и подобных изображений,
то они имеют в виду языческие поклонение (Эльвирский собор в Испании в
305 г.). Иногда же подобные высказывания и запрещения вызывались особыми
обстоятельствами того времени, напр., необходимостью скрывать свои святыни
от гонителей - язычников и от враждебно настроенной нехристианской массы
населения.
Естественно полагать, что начальный период истории христианства требовал
сначала отвлечь людей от идолопоклонства, а потом уже проводить в жизнь
всю полноту форм прославления Бога и Его святых, - форм, среди которых
имеют место священные изображения, прославление в красках.
Седьмой Вселенский собор так выразил догмат о почитании святых икон:
"со всяким тщанием и осмотрительностью определяем, чтобы святые и
честные иконы предлагались для поклонения точно также, как и изображение
честного и животворящего Креста... Чем чаще при помощи икон созерцаются
лики Господа Иисуса Христа, Богородицы, ангелов и святых, тем чаще взирающие
на эти иконы люди побуждаются к воспоминанию о самых первообразах и приобретают
более любви к ним. Чествовать их лобзанием и поклонением (не тем Богопочитанием,
которое подобает единому Божескому естеству), но почитанием... фимиамом
и возжжением свечей... Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному..."
|