Целование и пасхальное приветствие при христосовании являются святым пасхальным наследием, переданным нам самими апостолами и их учениками. Встречаясь друг с другом в первые дни по Воскресении Спасителя, они радостно восклицали: «Христос воскресе!» — и приветствовали друг друга восторженным братским лобзанием. «Да памятуем и те святые целования, которые при благоговейных объятиях даем друг другу»,— напоминал своей пастве свт. Иоанн Златоуст. Взаимные лобзания, которыми в святые дни Воскресения Христова верующие приветствуют друг друга,— знамения того, что вражда наша разрушена и мы смертию и Воскресением Спасителя снова приведены в общение с Богом. Обычай дарить при этом яйцо, непременно красное, связывают с именем Марии Магдалины, святой, прошедшей многие страны с проповедью Евангелия. Придя в Рим, Мария, по словам византийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), предстала перед императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!» — и начала свою проповедь. В древности дарение яйца как между иудеями, так и другими народами Азии было знаком уважения, который оказывали в день нового года, в день рождения и в других важных случаях, например при явлении на поклон к вельможам и богачам. И поэтому неудивительно, что бедная Мария, «не носившая,— как пишут о ней святые отцы,— ни сребра, ни злата», придя в знаменитый и гордый Рим проповедовать имя Распятого, предстала перед императором с обычным даром бедных людей. Как истинная израильтянка, св. Мария окрасила яйцо в красный цвет в память пасхального обряда евреев, которые, смочив кисть иссопа в крови пасхального агнца, помазывали ею себя и пороги своих домов (Исх. 12, 13, 22). Так и она омочила бедный дар свой, но только не в крови агнца (ибо ветхий обряд помазания пасхальной кровью был упразднен новой, благодатной Пасхой), а в бескровном красном составе, символизирующем животворную Кровь Агнца Божия, и таким образом открыла императору великую тайну благочестия. Красное яйцо символизирует одновременно животворящую смерть и Воскресение Спасителя. Каждый знает, что из яйца рождается жизнь, бывшая до этого скрытой под мертвой скорлупой: так из гроба, жилища смерти и тления, воссиял Жизнодавец Христос и так восстанут в будущем и все умершие в жизнь вечную. Обычай христосования пасхальными яйцами перешел в Россию из Византии. В старину на Руси особенно много расписных пасхальных яиц приготовлялось иноками Троице-Сергиевой Лавры, а также пекарями, иконописцами и мастеровыми царской Оружейной палаты. Благочестивые Государи наши в допетровское время раздавали при христосовании до 40 тысяч яиц. Все Светлую седмицу наши предки посвящали богомолью, паломничествам по ближним и дальним монастырям, щедрой раздаче милостыни и делам благотворительности. Всю седмицу со стола не убирались праздничные яства и радушно предлагались каждому нищему и страннику. Крашеные яйца, помимо христосования, народ использовал как символы всего жизненного и цветущего в природе. Пасхальное яйцо, особенно первое, полученное после христосования, в глазах народа имело особое значение: его тщательно берегли, с его помощью отыскивали клады, избавлялись от несчастий, пожара, грабежа, болезней, с ним шли на кладбище христосоваться с покойниками в полной уверенности, что умершие услышат их приветствие, когда с ними это яйцо, с пасхальным яйцом шли на поле засевать хлеб в твердой надежде на урожай. В день Вознесения Христова шли на поля и подкидывали кверху красные яйца, чтобы и рожь так же высоко поднялась и вознеслась, как подброшенное яйцо. В целом почитание пасхальных яиц было настолько сильно, что пастырям Церкви приходилось даже бороться с суевериями, связанными с ним.