Путь к дому Божьему
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

История Церкви

2.1.2. Православие и секты: исторический обзор

С самого Своего основания Церковь вынуждена была отстаивать ту вероучительную истину, которую Ей вверил Господь Иисус Христос и Его ученики – апостолы. В то время еще не существовало понятия «секта». Христиане разделяли окружающие их религии на язычество, иудейство и ереси. Термин «секта», в нашей сегодняшней трактовке, появился недавно, под влиянием западного богословия и начал использоваться в России для наименования ложных учений только с конца XVIII века. Лжеучения, возникшие ранее, например стригольников, жидовствующих, Феодосия Косого, в Русской Православной Церкви называли ересями. Сектами стали называть не только возникшие впоследствии в России еретические движения хлыстов, скопцов, духоборов, но и появившиеся в Российской империи с конца XVIII века течения меннонитов и распространившиеся со второй половины XIX века направления баптистов, адвентистов, евангелистов и др. Одной из причин применения такого наименования было то, что секты представляли собой меньшинство по сравнению с господствующей Церковью, имеющей статус государственной.

Тем не менее Вселенская Православная Церковь всегда боролась с различными проявлениями лжеучений. Самым главным и самым эффективным средством борьбы с ересями являлись церковные Соборы, причиной созыва которых было, как правило, появление и распространение той или иной ереси. Также большое значение имели полемические сочинения, которые или предваряли Соборы, или расширяли их постановления. Вообще Церковь сформулировала догматы Своей веры в ответ на попытки исказить то, что передано нам Божественным Откровением.

Господь Иисус Христос не написал ни одной книги, все Его учение было записано учениками. Именно это обстоятельство стало причиной появления различного рода апокрифов. Положение усугубилось, когда в христианство начали обращаться язычники, которые, приняв христианство, в то же время не до конца отказались от своих прежних воззрений. В защиту чистоты Христова учения выступили богословы, впоследствии получившие наименование апологетов. И всякий раз, когда кто-либо из ересиархов пытался исказить учение Церкви, созывались Соборы, писались апологии, раскрывалось богословие Церкви.

Русская Православная Церковь также противодействовала лжеучениям. Являясь прямой наследницей Византии, Русская Церковь решала вопрос сектантства таким же образом, как и весь православный мир. Основным средством борьбы по-прежнему оставались полемические сочинения, Соборы и более глубокое богословское осмысление истин Христовой веры. Конечно, история знает примеры, когда применялись попытки решения проблемы лжеучений силовыми методами, но справедливости ради следует сказать, что эти действия, как правило, являлись инициативой властей, а не Церкви. Так, в XV веке новгородское вече утопило трех еретиков стригольников в реке Волхов, несмотря на то, что митрополит Московский Фотий и Константинопольский патриарх рекомендовали новгородцам в своих посланиях не казнить еретиков, а увещевать, если же это не поможет, то не преломлять с ними хлеб.

Другой исторический пример: во второй половине XV века в Новгороде, а затем и в Москве появляется другая ересь – жидовствующих. Эта ересь, получив очень мощную поддержку при дворе, была широко распространена не только среди бояр, но и в высших церковных кругах. Против нее выступили самые яркие церковные деятели того времени – Иосиф Волоцкий и архиепископ Новгородский Геннадий. Был созван Собор, на котором предлагались, например, такие меры, как инквизиционные костры по примеру Испании. Однако Собор не принял такого крайнего решения. Лидеры сект были приговорены к заточению в монастырях. Защитник Православия св. Иосиф Волоцкий сумел добиться отставки покровителя ереси жидовствующих – митрополита Зосимы. Кроме реакции церковного общества, которая проявилась в виде нескольких Соборов 1490, 1503 и 1504-05, ересь вызвала и волну полемических сочинений, главным из которых стал знаменитый труд свт. Иосифа Волоцкого «Просветитель». Помимо этого, ересь жидовствующих послужила своеобразным толчком для полного перевода Библии на славянский язык архиепископом Геннадием, по имени которого перевод получил название «Геннадьевская Библия». До этого Библия существовала только в богослужебном варианте. «Геннадьевская Библия» явилась первым полным переводом Священного Писания на живой язык не только на Руси и на всем Востоке, но и на Западе, где только Реформация положит этому начало.

Наиболее экстремальные сектантские направления с самого начала своего появления в России уничтожали собственных же сторонников, что объединяет их с некоторыми современными сектами. Рассмотрим несколько примеров. Секта христофоровцев, или, как их еще называли, подпольников, была основана Христофором Зыряновым и делилась на несколько категорий последователей: «благодетели» – финансово поддерживающие деятельность секты, «странники» – вербовщики, странствовавшие по стране и являвшиеся своего рода связными между разными группами сектантов, а также рядовые последователи, оказывавшие «в миру» разные услуги секте. Помимо того, была еще категория «скрытников» – «монахов» и «монахинь», давших обет поститься и молиться до смерти. Их считали уже умершими для мира. Скрытники вели подпольный образ жизни, прячась в тайных убежищах. В их практике присутствовал ритуал самоумерщвления. Летом скрытники совершали самоубийство через утопление. Зимой задыхались в угарной бане. Было немало случаев самосожжения. Секта христофоровцев провоцировала самоубийства как среди мужчин, так среди женщин и детей.

Другой пример – секта духоборов, возникшая в XVIII веке. Первым руководителем был бывший скопец Силуян Колесников. Духоборы призывали к жизни в общинах и отказу от личного имущества. После разгрома Молочноводской коммуны духоборов правительственными следственными были обнаружены камеры с орудиями пыток и грудой человеческих костей вокруг, был подтвержден факт захоронения живых людей. Только в одной этой коммуне погибло более 400 последователей.

Секта иннокентьевцев была основана Иваном Левизором. В юном возрасте этот человек поступил послушником в Добржский монастырь, откуда был изгнан из-за неблагочестивого поведения. После этого он оказался в Санкт-Петербурге, где получил «благословение» Григория Распутина. В начале 1908 года Левизор обретает пристанище в стенах Феодосовского монастыря в Балте. Здесь он принимает постриг в иеродиаконы, затем в иеромонахи. В своих проповедях Иннокентий (это имя дали при пострижении в монашество) повествует пастве о своих видениях, в которых он якобы общался с Самим Христом. Вскоре вокруг Левизора формируется группа последователей. Иеромонах Иннокентий начинает вести разгульный образ жизни, заводит целый гарем своих последовательниц. Церковное руководство помещает Иннокентия в Мурманский монастырь под строгий надзор, но он стремится бежать оттуда, в письмах призывая своих последователей подняться на его освобождение. Его воззвания не остаются без отклика: в один из декабрьских дней несколько тысяч человек, продав все свое имущество, отправляются вызволять своего лидера. Иннокентьевцы, взяв с собой детей, проделывают зимой пешком огромный путь, умирая в дороге. Наконец, сектанты доходят до стен монастыря и, добившись освобождения своего «пророка», отправляются обратно. Вот как описывают этот путь очевидцы: «Тысячная толпа, окружив Иннокентия, медленно двинулась вперед с иконами, крестами и пением «Спаси, Господи, люди твоя». Голодная, закоченевшая от холода масса, шла, как загипнотизированная… многие падали и умирали». В развитие событий вмешалось правительство: ход был остановлен, не в меру ретивых последователей, поместив в вагоны, отправили обратно. Иннокентия арестовали и заключили в Петрозаводскую тюрьму. После освобождения из тюрьмы в 1919 году Иннокентий был убит в пьяной драке своим же последователем.

Как видим, Церковь противодействовала сектантским движениям через созывы Соборов, рассматривающих лжеучения и выносящих свои суждения о них, написание полемических сочинений отдельными церковными авторами и через усиление собственных богословских позиций. В случаях же совершения сектами уголовных преступлений их деятельность пресекалась государством.

Категория: Мои статьи | Добавил: Eleum (04.08.2007) | Автор: Питанов "Сектоведение"
Просмотров: 710 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 18.10.2017, 19:48
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
поиск
опрос
ради каких целей Вы бы отодвинули себя (свое я) на 10 место?
Всего ответов: 54
сколько времени стоит уделять христианину для самопознания, саморазвития и самоусовершенствования
Всего ответов: 52
Кого Вы больше любите
Всего ответов: 51
музыка
Мини чат
статистика
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Категории раздела
    Мои статьи [31]
    Чайная беседка [2]
    Различные статьи не вошедшие по тематике в другие категории
    ВЕРА И РЕЛИГИЯ [20]
    различные вопросы веры и религии
    Библиотека [149]
    статьи о книгах и различные толкования Библии
    Настроение [6]
    Статьи с попыткой поднять настроение, статьи о унынии и как с этим бороться
    Как не попасть в капкан [21]
    Семья - малая Церковь [0]
    Творчество [0]
    статьи о музыке, живописи, кино и т.п.
    протестантская [9]
    протестантские и неопротестантские материалы на разные темы
    католическая [8]
    католические материалы на разные темы
    православная [19]
    материалы православных авторов на разные темы
    сказка-быль [2]
    мои сочинения на эту тему
    Категории раздела
    Мои статьи [31]
    Чайная беседка [2]
    Различные статьи не вошедшие по тематике в другие категории
    ВЕРА И РЕЛИГИЯ [20]
    различные вопросы веры и религии
    Библиотека [149]
    статьи о книгах и различные толкования Библии
    Настроение [6]
    Статьи с попыткой поднять настроение, статьи о унынии и как с этим бороться
    Как не попасть в капкан [21]
    Семья - малая Церковь [0]
    Творчество [0]
    статьи о музыке, живописи, кино и т.п.
    протестантская [9]
    протестантские и неопротестантские материалы на разные темы
    католическая [8]
    католические материалы на разные темы
    православная [19]
    материалы православных авторов на разные темы
    сказка-быль [2]
    мои сочинения на эту тему

    Copyright MyCorp © 2017