Путь к дому Божьему
 Что такое христианская медитация - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: ADoGind 
Форум » Католический » Католический » Что такое христианская медитация
Что такое христианская медитация
ADoGInd1Дата: Среда, 07.08.2013, 06:17 | Сообщение # 1
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 38
Репутация: 0
Статус: Offline
С о. Конрадом Малысем OSB, бенедиктинским монахом из Аббатства Тынец, беседует Ярослав Чухта.

- Что такое христианская медитация?
- В латинском языке meditatio (от meditari) означает раздумывать, упражняться, тренироваться в чем-либо, даже в некотором роде подражать. Христианская медитация, если быть точным, - это размышление над Священным Писанием, живым Словом Бога. В широком значении - форма благочестия.

- В чем отличие медитации от обычной молитвы?
- На вопрос об отличиях можно ответить, если прежде установлена взаимосвязь явлений. Медитация открывает нам некое духовное благо, однако поскольку в то же время открывает недостаточность человеческих усилий для его достижения, рождает молитву. Размышление более направлено на познание, молитва же - это форма диалога с Богом, плод которого - участие в познаваемом благе.
- Каковы черты христианской медитации?
- Об этом целые трактаты написаны... Прежде всего, само название указывает на то, что она вырастает из самого Крещения, создающего меж Богом и человеком исключительные узы доверия. Христианская медитация должна отличаться особенно мужественным поиском и принятием истины в глубоком смирении и с благодарностью: ведь наставник и проводник в ней - сам Святой Дух.

- В чем особенность бенедиктинской медитации?
Традиционная ее основа - lectio divina, духовное чтение Библии. Однако это индивидуальное постижение Писания должно находить свое продолжение в литургии, в труде и приносить плод в виде укрепления братского общения. Именно сочетание всех этих составляющих придает бенедиктинскому монастырю особый дух. Можно сказать, что бенедиктинская медитация, будучи по своей сути христианской медитацией, особым образом нацелена на гармонию фундаментальных аспектов христианской жизни, рассматривая учебу, литургию, труд и братское общение в их органической взаимосвязи. Познаваемое неотделимо от переживаемого, а знание ради знания бессмысленно. Познание должно открыто и явно служить жизни и любви.

- Из этого следует, что благодаря хорошей медитации участие в литургии становится более полным?
- Слово и таинство всегда тесно взаимосвязаны. Уча, Христос увлекал за собой, однако именно Пасхальная Тайна дала Его ученикам силу применять Его учение и глубоко его постигать. Без литургии слово - всего лишь буквы...

- Существуют ли какие-либо рекомендации относительно частоты медитаций?
- Отец Бертран Ролен, комментируя бенедиктинский Устав, написал, что силу духа в человеке порождают не великие дела на короткой дистанции, а малые - на большой. Это же справедливо и в отношении медитации: лучше размышлять три раза в неделю по десять минут, чем один раз в течение часа. В то же время святой Бенедикт рекомендовал посвящать духовному чтению три часа каждый день, включая в него и Библию, и труды Отцов Церкви.

- A Вы сами как медитируете?
- Ничего необычного не делаю. Открываю Библию и читаю. Когда какой-либо фрагмент или предложение привлекает мое внимание, я начинаю размышлять - до момента, пока не придет большее его понимание, осознание смысла. И это становится основанием молитвы. В монашеской традиции на протяжении веков говорилось о четырех характерных ступенях: чтение - размышление - молитва - созерцание. Схема простая, но очень точная...

- Какие из библейских книг имеют для Вас особое значение?
- Всегда та, которую я сейчас читаю. Мне нравится последовательное чтение, ибо оно не "навязывает" Богу то, как оно должно с нами говорить. Часто случается так, что фрагменты, сначала кажущиеся малоинтересными, содержат какую-то важную истину. Если же говорить вообще, то, помимо Евангелий, мне нравится Послание к Евреям, а также Послания апостола Павла Римлянам и Ефесянам. В Ветхом Завете я охотно возвращаюсь к Книге Бытие, а уже в ней - к истории Авраама. Мне нравится следить за тем, как он искал ответ на "проблему Бога", сначала давшего ему обетование, а затем не очень торопившегося его исполнять - почти противореча ему. И как все это привело Авраама к открытию невероятной глубины любви Божьей - творящей и спасительной, еще сокрытой за символом жертвенного агнца.
 
ADoGInd1Дата: Среда, 07.08.2013, 06:18 | Сообщение # 2
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 38
Репутация: 0
Статус: Offline
- Бенедиктинское lectio divina, кроме Библии, включает в себя комментарии Отцов Церкви. К кому Вы обращаетесь чаще?
- Могу со всей прямотой сказать, что за все, чем располагаю, я благодарен не только Богу, но и людям, которые прежде или ныне искали Его, ищут и находят. И то вполне конкретные люди. Так, для меня таким проводником некогда был св. Бернард. Помню, меня поразил его стиль изложения, сочетавший Библию, литургию, духовность и жизнь общины настолько тесно, что их почти невозможно было разделить. Тогда я мало что в нем понимал, но сам текст меня тревожил, не давал мне покоя. Можно ли сегодня, когда все преподается раздельно, попробовать приблизиться к синтезу, который был у Бернарда? Этот вопрос я очень долго носил в себе, пока однажды не оказался на учебном семинаре епископа Вацлава Свежавского. Мне понравилось то, как он его вел: не навязывал тему, спрашивал, кто и о чем хотел бы писать, а потом непреклонно требовал, исправлял и направлял, сподвигая к новым усилиям. Будучи монахом-студентом, у которого, помимо учебы, еще множество обязанностей, я быстро сориентировался, что от научных амбиций придется отказаться, взамен взяв в качестве руководства те немногие страницы текста св. Бернарда. Но именно к этому я и стремился: медитировать в гармонии с Церковью под руководством опытного наставника.
Так продолжалось несколько лет, и я, несмотря на трудности, не жалею об этом. В конечном итоге Бернард показал мне литургию - по крайней мере, настолько, что я с большим пониманием уже мог читать книги создателей современного соборного обновления.

- Можно ли медитацию назвать пасхальным преображением, более и более глубоким познанием Бога?
- Несомненно, если только мы позволяем Ему вести нас и обновлять наш ум. Правильное понимание Слова - это в то же время способность руководствоваться им. В день Пятидесятницы Петр обратился к народу с прекрасной, проникновенной речью. Пока Учитель ходил по земле, он еще не умел ни понять Его, ни смело говорить. Но теперь он уже жил тем, о чем говорил. Его пасха и его понимание слов Христа слились воедино.

- В жизни молящегося случаются моменты, когда он чувствует, что оставлен, и, несмотря на все усилия, не чувствует присутствия Бога. Что делать в таких ситуациях?
- Однажды Ганди спросили, слышал ли он, как человек, молящийся часто, какой-либо ответ от Бога. " С этой точки зрения я, скорее всего, могу считать себя человеком счастливым, - ответил он. - Я никогда не считал, что Бог вообще обязан мне отвечать. Более же всего я ощутил Его, когда вокруг меня была тьма..." Существуют испытания и моменты, когда вера - это единственный выход. И в то же время подлинная вера не остается без света. Мы должны верить, что решение у проблемы есть, что трудности, с которыми приходится сталкиваться, очищают нас и внутренне готовят к тому, чтобы мы это решение увидели и приняли. Кто-то сказал, что любовь Бога - это сокрытая сторона нашего опыта. Трудные же ситуации очень часто напоминают о том, насколько мы нуждаемся в помощи другого человека - духовного наставника, исповедника, друга...
 
ADoGInd1Дата: Среда, 07.08.2013, 06:19 | Сообщение # 3
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 38
Репутация: 0
Статус: Offline
- Поднимают ли духовные кризисы медитацию на другой уровень?
- Да, если мы не падаем духом и не ищем "заместительных" решений. Мы имеем право искать ответ, равный по глубине нашим вопросам, и не удовлетворяться временными решениями. Человеку зачастую ошибочно кажется, что то, что он познал, и есть окончательная истина. И не желает искать дальше. Кризис помогает преодолеть это убеждение. Когда избранному народу не хватило воды в пустыне, ему следовало взывать о помощи и о понимании этого испытания, а не заранее давать на это ответ.

- Как понять, правильно ли мы медитируем?
- Медитация, в первую очередь, - это умение слушать, и только потом - понимать. Поэтому правильность медитации проверяется тем, не разучились ли мы слушать, а не тем, что уже поняли. Даже перед лицом истинных духовных даров надо уметь сохранять внутреннюю свободу, в противном случае человек вдруг начинает диктовать Богу собственную волю. Случается, что первый духовный опыт настолько поглощает волю человека, что умение слушать в нем исчезает напрочь, и он терзает других своей незрелой любовью. Посему вопрос, правильно ли мы медитируем, всегда важен. Можно сказать, что плоды медитации всегда должны соответствовать учению Церкви - то есть Священному Писанию и Традиции. Однако это вопрос духовного наставничества и руководства. Объективную оценку могут нам дать другие люди, если только мы сами будет открыты навстречу им. В поиск истины всегда вписана объективная мера правильного усилия, и тогда свет на пути может прийти даже со стороны так называемых "трудных" людей. Волхвы шли с Востока за светом звезды, но звезда в какой-то момент погасла. А волхвы, вместо Вифлеема, оказались в Иерусалиме, да еще и при дворе Ирода. Они понятия не имели, что происходит, а между тем сам гонитель указал им правильный путь. Сколь же велико должно было быть их восхищение величием Бога, Который, на пути слабого, но искренне ищущего человека, даже величайшего гонителя делает орудием Своей воли и позволяет человеку достичь цели!

- Бывает так, что устами мы беседуем с Богом, а сердце занято чем-то иным. Откуда берется рассеяние в молитве и как его избежать?
- Причины рассеянного внимания различны. Отцы Церкви традиционно объединяли их в три группы: диавол, мир, тело. Есть много духовных поучений, рассматривающих данную проблему с точки зрения каждой из этих групп. Прежде всего, следует присмотреться, чем именно занято наше сердце во время молитвы. Причина может крыться и в нашей усталости, и в нерешенной проблеме, о которой мы не умеем молиться. Трудности с сосредоточением в молитве учат нас смирению, терпеливому погружению в себя и мобилизуют наши усилия. Рассеяние в молитве не означает, что наша молитва плоха - часто и хорошая молитва подвержена рассеянию. Отсюда два традиционных способа борьбы: прикладывать все возможные усилия к преодолению рассеяния либо со смирением жертвовать их Богу.

- Каким образом медитация может быть полезной в жизни?
- Хорошая медитация приносит духовное благо. Процитирую св. Бернарда, который говорил, что размышление, прежде всего, очищает источник - то есть ум, затем приводит в лад чувства, направляет действия и облагораживает всю жизнь, даруя познание вещей Божьих и человеческих.

источник

(с) перевод с польского: Юрий Хващевский 

источник http://www.birgitt.ru/3/post/2012/07/-osb2.html
 
Форум » Католический » Католический » Что такое христианская медитация
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright MyCorp © 2017