Святой апостол Павел писал к римлянам: "Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее, и чтобы служение мое было благоприятно". Павел смиренно просит всю церковь ходатайствовать о нем пред Богом, как будто не видит своих трудов и не надеется на силу своих молитв. Этому блаженному ненадеянию на себя Господь и старался научить учеников. Он не столько объяснял, сколько давал возможность пережить и почувствовать. Особенно много таких случаев связано с Петром. Вот Петр выказывает сочувствие: "будь милостив к Себе, Господи"! А в ответ слышит: "отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн!" (Мф. 16, 23). Вот он по-видимому выказывает незаурядную веру, идет по воде, но вдруг срывается и тонет, в отчаянии крича: "Господи! спаси
... Читать дальше »
Господь Иисус Христос часто говорил о грядущем воскресении мертвых и о жизни будущего века. Апостолы тоже напоминали об этом. Но и в книгах Ветхого Завета сказано, что душа по разлучении с телом продолжает существовать. "И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его" (Еккл. 12, 7). Есть там указания и на грядущее воскресение всего человека. Святый Иов многострадальный говорил: "Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его" (Иов. 19, 25-27). А чего стоит одно только видение пророка Иезекииля, где множество мертвых костей на огромном поле вдруг покрылось плотью и ожило по слову Господню! Этот отрывок читается на утрени Великой субботы (Иез. 37). Но была
... Читать дальше »
Какими бы именами ни называли мы Бога, во всем - только часть правды. Он и свет, потому что просвещает ум. Он и тепло, потому что согревает души. Он и вода живая, пиющий которую не будет жаждать. Он и хлеб, который насыщает навеки. А сегодня Господь и Бог Иисус Христос сравнивается с камнем, поставленным в основание жизни. И сказано, что "тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит". И в этом нетрудно убедиться. Посмотри на карту мира: Палестина, где воплотился Христос, находится в самом центре земных материков. И время - тоже, - хотим этого, или не хотим, - во всем мире отсчитывается именно от Рождества Христова, как два луча: вперед и назад. Вся ветхозаветная история была лишь подготовкой к принятию сошедшего с небес Христа Спасителя. И кто узнал и принял Христа, тот обрел новую жизнь, а к
... Читать дальше »
Сегодня мы слышали коротенькую притчу об одном человеке, у которого "было два сына; и он, подошед к первому, сказал: сын! пойди, сегодня работай в винограднике моем! Но он сказал в ответ: "не хочу"; а после, раскаявшись, пошел. И подошед к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: "иду, государь"; и не пошел". Обратим внимание, как ответил первый. Он не сказал "не могу", или "сейчас не могу", или "не могу по такой-то причине". Он прямо сказал "не хочу"! А это - последняя инстанция человеческих отношений. "Не хочу", - это непризнание никаких законов и обязательств, кроме своей воли. А второй - с какой готовностью согласился! Назвав отца "государем", он исповедал полное признание его власти, показал преданность и благочестие. И вдруг первый, "раскаявшись, пошел". А второй просто взял, да и "не пошел
... Читать дальше »
Когда Господь Иисус Христос учил в храме, "приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть"? А Господь Сам обратился с вопросом: "спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес или от человеков"? А они сами в себе размышляли: "если скажем: "с небес", то Он скажет нам: "почему же вы не поверили ему"? А если сказать: "от человеков", - боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка". И они так и не нашли, что ответить, кроме как "не знаем". Но Господь-то знал, что они не поверили Иоанну, и только лицемерно, боясь народа, как бы почитали его. А если Господь послал пред Собою Иоанна Предтечу, значит если пройдешь мимо Предтечи, то неизбежно пройдешь и мимо Самого Христа. Видя, что они не усвои
... Читать дальше »
Возвращаясь из Вифании в Иерусалим, Господь "взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней, и ничего не нашед над ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла". Ученики "удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница"? Их поразило точное исполнение Господних слов. А современному человеку более жалко бедное дерево, как жалко утонувших гадаринских свиней. В наше время вообще непомерно выросла любовь к собачкам, к кошечкам, к свинкам, и почти исчезло чувство несравненной ценности человека, созданного по образу и подобию Божию. А Господь, чтобы вернее спасти нас, часто на низшей твари наглядно показывал, какие пути куда ведут. Господь взалкал, а смоковница не напитала Его. Она имела густую листву, и Господь вправе
... Читать дальше »
Священное Писание представляет собой книгу, которая получила название “Библия”, что в переводе с греческого, собственно, и означает “книга”. Название это не случайно. Им подчеркивается совершенно особое значение Библии: это Книга книг, Книга с большой буквы, Книга жизни, потому что через эту Книгу с нами говорит Cам Бог — Творец и Источник Жизни.
Библия делится на две неравные по объему части. Первая и бо`льшая часть — Ветхий Завет, вторая — Новый Завет.
Ветхий Завет — это история спасения рода человеческого до пришествия в мир Господа Иисуса Христа. Новый Завет — история спасения, связанная с пришествием Спасителя.
В книгах Ветхого Завета рассказывается история избранного еврейского народа. Эта история именуется Священной, но не потому, что все люди, описываемые в ней, были святы; нет, она повествует не только о святости, но и грехе: о войнах, о преступлени
... Читать дальше »
Однажды Господь Иисус Христос понудил "учеников Своих войти в лодку и отправиться на другую сторону" Геннисаретского озера, а Сам "взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю". Страшно видеть нарушение привычного хода вещей. Страшно, когда бездействуют гражданские законы. А уж когда перестают действовать законы физические, в сердце начинается неописуемая паника. Вот и Апостолы, когда увидели Господа, идущего по воде, "встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали". А между тем, что более соответствует истине: верить в твердую незыблемость материи и ее законов, или помнить, что
... Читать дальше »
Апостол пишет: "Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога". Господь один, а у каждого свой темперамент, свой строй души, свой подход к жизни. Иной в одном цветке увидел всю премудрость Божию, и навеки приклонил колена. А другой с умилением ходит по полям и лугам, открывая новые и новые оттенки этой бесконечной премудрости. Иной посещает только свой храм. А кто-то любит ходить и в другие, любит ездить по монастырям, по святым местам. Для него надо видеть все богатство церковной жизни, все многообразие человеческой святости. Один "различает дни", старается как можно полнее
... Читать дальше »
(1 Кор. 14, 26-40; Мф. 21, 12-14. 17-20). "Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников". Всем известно, что храм требует благоговеинства, собранности мыслей, углубленного богомыслия и стояния в присутствии Божием, и однако же, кто исполняет это? В храм идут с желанием помолиться, постоять в нем немного с теплым усердием, а потом мысли начинают бродить, и в голове происходит торг еще шумнее того, который встретил Господь в храме Иерусалимском. Отчего так? Оттого что пребывание в храме - отражение всей жизни. Как живут, так и в храме себя держат. Храм влияет и несколько поддерживает духовные движения, но потом обычное течение духовного строя берет свое. Потому если хочешь, чтобы твое пребывание в храме было достойным стоянием перед лицом Господа, подготовляйся к тому жизнью обычною; ходи
... Читать дальше »