Суббота Мф. 17, 24-18, 4 Рим. 15, 30-33
Святой апостол Павел писал к римлянам: "Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее, и чтобы служение мое было благоприятно". Павел смиренно просит всю церковь ходатайствовать о нем пред Богом, как будто не видит своих трудов и не надеется на силу своих молитв. Этому блаженному ненадеянию на себя Господь и старался научить учеников. Он не столько объяснял, сколько давал возможность пережить и почувствовать. Особенно много таких случаев связано с Петром. Вот Петр выказывает сочувствие: "будь милостив к Себе, Господи"! А в ответ слышит: "отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн!" (Мф. 16, 23). Вот он по-видимому выказывает незаурядную веру, идет по воде, но вдруг срывается и тонет, в отчаянии крича: "Господи! спаси меня" (Мф. 14, 30). Вот он заверяет Господа в совершенной преданности, а в ответ узнает о своем скором предательстве... Сегодня - еще один подобный урок. Однажды, когда Господь находился в доме, к Петру подошли собиратели подати на храм "и сказали: Учитель ваш не даст ли"? Петр не сомневался, что сказавший: "Блаженны милостивые" и Сам подаст милостыню, и ответил: "да". Но войдя в дом, он вдруг услышал: "Как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних". "Итак, сыны свободны", - сказал на это Иисус. Петр же и сам недавно исповедал: "Ты Христос, Сын Бога Живого". А должен ли Бог жертвовать на Свой же храм?.. Петр собрался выйти и исправить поспешность, но Господь остановил. Тщетно было бы объяснять сборщикам, почему Иисус не должен давать подать на храм. Его не поняли бы, обвинив в жадности, а то и в богохульстве. И Господь говорит Петру: "чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми; и, открыв у ней рот, найдешь статир (монета в четыре драхмы); возьми его и отдай им за Меня и за себя". Так Господь и подал, и не подал: не соблазнив сборщиков, Он и в глазах Петра не пренебрег Своим Божественным достоинством. Петр же еще раз ощутил свое неумение сделать без Божией помощи даже самое простое дело. Так Господь готовил Петра к званию первоверховного Апостола. Так помогал ему умалиться, как дитя. А кто достигает такого умаления на земле, тот настолько возвышается в Царствии Небесном, что Господь и с него, как и с Себя, как будто с двух равных детей Небесного Отца, снимает обязанность платить подать на храм. А во избежание сугубого соблазна и ему посылает дидрахму таким же образом, как и Себе: "отдай за Меня и за себя".
|